narine13e

Categories:

Новый "Хаос"-2

Вчера ночью на ютуб была залита финальная 16 серия экранизации повести Александра Ширванзаде.  Начало вот тут. Я очень рада, этому проекту — открытию новых имен, наличию ярких профессиональных молодых артистов. Но давайте сначала о плохом — совсем чуть-чуть.

Что было плохо

О недостатках проекта напишут щедро и без меня. Упомяну только самое главное: отсутствие усердия было прикрыто рекламными фишками и маркетинговыми ходами. А именно: видно, что с артистами не поработали. А видно потому, что молодые исполнители первых ролей (кроме прекрасного Джанибекяна, разумеется) все как один не разработаны примерно до третьей серии. Просто читают текст, просто стоят, просто сидят. На их фоне артисты вторых и особенно третьих ролей выглядели просто богами — профессионализм не пропьешь.  

К третьей серии все вжились в образы, оттаяли. Но если бы  с ними больше работали перед съемкой, все было бы не так заметно. Ну, что ж, это плод своего времени, и все слабые стороны фильма отражают эпоху в которой мы живем. Пригласить внука Хорена Абрамяна, сына Карена Джанибекяна, который исполнял ту же самую роль в экранизации 1973 года, звезду соцсетей красавицу Анну Егоян, снабдить сериал современными шутками — чаще весьма и весьма удачными — ходы маркетинговые, которые должны были обеспечить внимание к проекту. И все они хороши и правильны, но —  с артистами надо было больше работать, чтобы Сос Каренович не тянул весь проект на своем дьявольском обаянии и мастерстве, привитом отцом с младенчества.

 Хорен Левонян в своем новом (и подчеркну - очень удачном) амплуа злодея был бы просто блистательным, если бы ему дали время вжиться в образ.  До сих пор он играл хороших, правильных парней, но теперь ясно, что злодеи — это его. При этом самый живой эпизод сцена с больным ребенком, где Хорен был естественным, убедительным и очень трогательным. Тоже самое Мкртич Арзуманян — надо было дать время проработать образ. Теперь о хорошем.

Что было хорошо  

Сам факт экранизации Ширванзаде — событие. И неважно, что это сериал. Важно, что это Ширванзаде. Даже детский утренник по Ширванзаде важен. И знаете почему? У этого писателя начала ХХ века так четко показана человеческая натура, что даже спустя сто лет он актуален. И важно то, как сегодня мы его читаем. Все важно, каждая мелочь. И в конце концов, не то чтобы у нас было слишком много экранизаций литературных произведений. Их очень, очень мало и каждая важна.

Очень понравилась линия феминистического дискурса: судьбы Марты (в финале) и Ануш. Марта (Шогер Григорян, актриса театра им Сундукяна), избалованная дочь миллионера разводится с мужем и забирает больного ребенка из супер-дорогой клиники. Заявляет о своем решении вернуться в родительский дом к ужасу матери, которая когда-то приняла решение об этом браке. Чтобы жениться на Марте Исаак заставил свою подругу сделать аборт, и теперь Марта хочет начать все сначала, хоть мать и пытается ее остановить «во имя наших великих традиций». Лубочно? Да. Но тем не менее очень хорошо.

Ануш, и все что связано с блистательной Эммой Манукян (UPD актриса Драматического театра им Гапланяна, одного из лучших старых театров Армении)— самая сильная часть фильма. Очень хочу посмотреть актрису в других ролях. После страсти, которая была между Ануш и Микаэлом. его отношения с Шушаник выглядят совсем по-комсомольски. Лубочно? Да. Ну ок, в конце концов это сериал.

Ее отношения с мужем-деревенщиной, роман на стороне, ее трагедия — самая живая, эмоциональная и хорошо сделанная линия: хоть все вырезай и монтируй в отдельный фильм, который армяки средних лет досмотрят до дыр, потому что именно эта линия честна как жизнь и отражает реалии. Вплоть до конфликта ее брата с Микаэлом — все хорошо. Карлос Мурадян (Гриш) еще одно мое открытие. Сцена с плевком в Мику заставила меня поискать фильмы с его участием. Даю ссылку.

Очень понравилась исполнительница роли Наты, Мариам Григорян, актриса театра им Пароняна. Сильную и образованную актрису сразу видно — следующий свой приезд в Ереван я начну со спектакля с ее участием.




Что еще хорошо — финал. Да. Это сериал. У сериалов вот такие финалы, как в итальянской комедии- кстати, присутствие всех персонажей в одном кадре (изначально: на сцене) тоже восходит к классическому театру, а такая благостная концовка с всепрощением мне лично понравилась. В обществе меняется риторика. С телевизора говорят о братской любви, которая выше денег. О том, что преданность это хорошо. О том, что своих внуков лучше растить самой, даже если все пошло не так, как ты хотела. О том, что у самого последнего негодяя может быть больной ребенок. И что от этого не перестает быть негодяям — вспомните зловещую улыбку Исаака, когда ему объявляют что отдадут три миллиона. Он получил что хотел, что хорошим от этого не стал. Возможно, это было слишком тонко на общем фоне, но все-таки было.  

В обществе меняется риторика. Не так все было еще десять лет назад, в волчье время. Совсем не так все было десять и двадцать лет назад, в шакалье время, когда любое проявление человечности вызывало презрение. И не случайно «Хаос» появился именно сейчас, когда взаимное кидалово отступает на второй план.

Не знаю, прочтет ли меня Анаит Агасарян, но спасибо Вам за сценарий и особенно  за сына, Соса Джанибекяна.

Почему не нравится интеллигенции

Потому что это не ее жизнь. «Хаос» произведение во многом феодальное и оно о феодалах, хоть и претерпевающих преобразования в эпоху индустриализации. Не мог ни один из персонажей в современном мире стать хипстером, например. Потому что история не об этом. 

Это история о том, как очень бедный человек стал очень богатым человеком, и как жизнь отомстила ему на его детях. И как она же его наградила ими. Интеллигентные люди живут в другом мире, как на другой планете. Им не понятен выбор человека, на руках которого вдруг оказался миллион. Им не понятна боль человека, который хотел как лучше своему ребенку, а в итоге погубил его. Им не понятна мадам Алимян, с ее укладкой и каблуками в собственном доме. И дело вовсе не в отсутствии любви к своему народу. А просто в том, это незнакомая и непонятная история. Иные реалии.

Что бы сказал Александр Ширванзаде

Прошло сто лет, а ничего не изменилось. Кажется, зря писал — вот что он скажет. Кроме города, где происходит действие, путей обогащения т религиозной риторики ничего ж не изменилось. Все, что продажный журналист писал в газету он просто пишет в фейсбук — вот, собственно, и все. Так что мало нам одной экранизации — давайте еще.

promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic