narine13e

Categories:

Три девицы Атаманова везде-везде

И снова самое интересное из моей лекции про Льва Атаманова! Сегодня мы разберем одну из созданных им традиций советской мультипликации — изображения тройки персонажей. Лев Константинович придумал интересную фишку, когда снимал «Аленький цветочек» Его Гордея, Любава и Настенька стали бабками многих советских мультсестер, а один раз даже братьев!

Кадр из мультфильма "Аленький цветочек"
Кадр из мультфильма "Аленький цветочек"

Ну, если говорить совсем серьезно, то Атаманов это не совсем сам придумал: помните, как прошли состязания в «Лягушке-царевне»? Первая стрела на боярский двор, вторая — на купеческий, третья — в болото. Просто Лев Константинов нашел стиль выражения этой идеи, который прижился.  Итак, вернемся к «Аленькому цветочку».
В мультфильме Атаманов сохранил диалоги, прописанные в сказке ее автором, Сергеем Аксаковым. Помните: «Дочери вы мои милые, дочери мои хорошие»? Но у Аксакова все три девицы безымянные. Атаманов же придумал им имена: Гордея, Любава, Настенька. «Меньшую, любимую» вы уже видели, посмотрим теперь всю компанию в действии:

В этом эпизоде отражен характер каждой из девушек. Гордея тут не только просто плохой персонаж. Она — обезличенная аллегория Власти. Гордея Атаманова статна, холодна и надменна.   Любава аллегория радости, наслаждения жизнью. У нее нет прекрасной осанки, как у Гордеи, но она постоянно хохочет, или что-то жует. Настенька — транс, перерождение, выход на новый виток. Как и полагается младшей сестре. 

Идея подать троицу именно в таком формате и стала классикой в советском искусстве. В шестидесятые годы пересняли мультфильм  «Сказка о царе Салтане». Почему пересняли? Потому что взяли сценарий первого, черно-белого мультфильма Валентины Брумберг и сделали цветной мульт, по тому же сценарию, только на этот раз снимали Иванов-Вано и Мильчин. И в этом новом мульте мы видим вот таких сестер:

скрин из мульта "Сказка о царе Салтане"
скрин из мульта "Сказка о царе Салтане"

Много лет назад я предположила, что тут старшая изображает Дворянство, средняя — Купечество, и младшая Крестьянство. 

А что? Вы просто посмотрите на них. Старшая худощава, с длинным носом, а кокошник высокий, заостренный. как корона. Средняя одета в красное, у нее огромный бант, она полновата. И младшая — скромна, глазки опущены. Цвет одежды — скромный. Кокошник небольшой, круглый. Он гораздо меньше. чем у «Купчихи». Образы девиц в новом мульте сильно отличаются от оригинала. Вот он:

Скрин из старого мультфильма "Сказка о царе Салтане" 1943
Скрин из старого мультфильма "Сказка о царе Салтане" 1943

Смотрите. в принципе похоже, старшая сестра высокая, средняя полновата. Но сестры простоволосы и выглядят примерно одинаково, их образы не дополнены деталями. А вот в 1966 у них появились и украшения и кокошники, которые отражали суть характера каждой.  Причем, по образцу «Цветочка». А в 1974 такой же принцип был использован в изображении братьев в «Молодильном яблочке» (А. Сажин, И.Аксенчук). Вот:

Скрин из мультфильма "Молодильные яблоки" 1974
Скрин из мультфильма "Молодильные яблоки" 1974

Средний что-то жрет, старший высокий и худой. Младший — святая простота.

Скрин из мультфильма "Молодильные яблоки" 1974
Скрин из мультфильма "Молодильные яблоки" 1974

Вот так вот. Мульт очень стильный, был еще очень похожий польский, с привидениями и эротической Жар-птицей... впрочем, я отвлеклась. На сегодня все.

promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic