narine13e

Categories:

Печальное о наших музеях

Начну издалека. В 2018 году мы с покойным Герой Авакяном и сестрами Аветисян сидели в кафе под Каскадом и обсуждали печальную тему: нужно ли нашей культуре Министерство. Гера был чудовищно убедителен в своем мнении, что культура вполне развивается и без ведомства, а оно только мешает. И я была согласна. И судя по тому что произошло с музеями Шуши и что происходит с музеями Еревана он был прав: никакого смысла нет в существовании этого ведомства. Ну ок, а делать-то что?

Когда после долгих тяжелых боев легким росчерком пера предатель подарил нашему противнику Шуши, я задала вопрос — а что с музеями? С музеями, над созданием которых столько трудились лучшие представители нашего народа? Что? Что? Ничего. На них просто забили. Не была организована эвакуация, ничего такого, их просто оставили и ушли. Да что там говорить, если из целого Шуши просто ушли? Ну, давайте вспомним, что там мы оставили:

Историко-краеведческий музей с коллекцией предметов  с раскопок, предметов быта дореволюционного времени, с коллекцией фотографией горожан. Вот тут можно посмотреть.

Экспонаты историко-краеведческого музея Шуши,фото Игоря и Ларисы Ширяевых
Экспонаты историко-краеведческого музея Шуши,фото Игоря и Ларисы Ширяевых


Центр Искусств Шуши. Это тот самый, созданный Левоном Айрапетяном. Здесь было прекрасное собрание картин ХХ века. Где они сейчас? Где работы Жансема, Гарзу, Шаина, Каленца, Гюрджяна?

Простите нас, Левон Айрапетян
Простите нас, Левон Айрапетян

 Фото отсюда -из тех времен, когда никто и подумать не мог...  так вот, почему экспонаты не были вывезены? Я не знаю. А кто знает? А кто будет выкатывать счет противнику? Самое печальное, что ведомства, которые должны охранять нашу культуру и помогать ей развиваться только в лучшем случае — просто ничего не делают. А правильно, зачем вообще что-то делать?  

Ну ладно, Шуши. Ок, ок — война, ок, ок, предположим, вы его даже не дарили соседям, а честно проиграли в бою и вам было не до картин.

Но Ереван? Ой, только не надо про «нет денег на искусство»! Эти сказки рассказывайте наивным гражданам, которые верят и в это, и во все, что вы им вешаете. Итак, у меня вопрос — какие такие азербайджанцы мешали вам всем (и бывшим и нынешним, чтоб никто не думал) сделать ремонт в малых музеях Еревана? В музее Ара Саркисяна? В музее Джиотто? В музее семьи Каленц? А вы вот, кстати, вообще в курсе где это и что это товарищи чиновники? Ведь речь не идет о капризе. Речь идет о сохранности экспонатов наших лучших мастеров. 

Справедливости ради скажу — очень радует Национальная галерея, Исторический музей, литературные музеи— практически все в отличном состоянии, просто в отличном. А вот сохранять память художников мы не любим Прямо как маньяки какие-то: до боли, до слез, до отвращения.

Ну о первых двух музеях коллеги писали, и они хотя бы работают и принимают гостей и проводят выставки, живут активной жизнью. А музей семьи Каленц закрыт, и почему — совершенно непонятно. Ой, подумаешь, маленький музей закрыт, в стране полно своих проблем — неизменно услышу я от очередного чурбана, который думает, что Саят-Нова это такой проспект в Ереване. И ведь не придерешься, черт возьми.

Дом-музей Арутюна Каленца в 2018
Дом-музей Арутюна Каленца в 2018

Так вот, дело в том, что Дом-музей Каленцев это важнейшее историческое место города Еревана. Эти стены помнят не только всех наших известны деятелей культуры после 1946 года, а можно сказать, почти всех знаменитостей СССР. Арутюн Каленц репатриировался будучи уже известным в мире художником и его переезд в СССР был событием не только для Армении — это так на минуточку, а то вдруг вы тоже думаете, что Саят-Нова это просто такой проспект. К Каленцу приезжали со всей страны, да, это вам не «просто армянский художник». И вот, по неким непонятным «техническим причинам» музей закрыт. Вот у меня вопрос — по каким? 

Табличка на входе у Музей
Табличка на входе у Музей

Представители династии Каленц говорят, что вот так уже три года. Что за «технические работы» длительностью  в три года? Просто забили? 

В тот прекрасный сентябрьский день Гера рассказывал артистические анекдоты про наши труппы и отдельных артистов. После посиделок он собирался идти фотографировать какую-то старушку лет 80 — внучку одного исторического лица. Вот он так ходил по Армении и сам составлял каталог нашей памяти. И каталог нашей памяти составлял ушедший сразу вслед за Герой историк Самвел Карапетян. И Каленц, который  после репатриации был исключен из Союза Художников за Космополитизм. Так и живем. Что делать? Я не знаю. Вот честно.

promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic