narine13e

Category:

О телевизионном армянском

В армянских сериалах разговаривают на чистейшем уличном языке. Хотя не всегда. Язык сериалов во многом рафинирован — уж выросший в Армении в девяностые это подтвердит, и все равно слишком долго слушать экранных персонажей трудно, а иногда даже невыносимо. Невыносимы темы их разговоров и циничный подтекст — он никак не рафинируется. Эта пародия на уличную речь, которая дает тягостный осадок. При этом, какой-нибудь экранный бандит может высказываться вполне себе туманяновским языком. Например, в «Хаосе» речь героев совсем «как в жизни«.

Нужно сказать, что у современных сериалов есть точка отсчета, фильм в котором вульгаризация образа была подана со всей широтой души: это самый первый и самый второй фильмы про каратиста Гора, снятые задолго до фильма со знаменитым фрагментом про яичницу с помидорами.

Предтечей были фильмы «Выбор» 2001 и «Неписанный закон» 2003, от которых критики в ереванской прессе закатывали глаза и падали в обморок, а люди менее оторванные от актуальных реалий тяжко вздыхали. В обоих фильмах все было слишком натуралистично. Нет, я не только о крови и сотне убитых на экране. В обоих фильмах и особенно в «Выборе» были очень точно показаны законы волчьей статьи, это были не просто убийства, это было чувство полной беззащитности, которое испытывал зритель перед мрачным миром косящих под бандитов бывших работяг, пожирающих шашлык, убивающих дам с низкой соц. ответственностью и демонически подставляющих всех вокруг себя под удар. Эпизод не трешовый (трешовые очень тяжко смотреть), но в целом объясняющий о чем фильм.

Простой зритель итак понимал в те годы, это свое положение, из которого не мог выбраться. Впрочем, простой зритель фильм редко досматривал — обычно обморок хватал его минуте эдак на десятой. Лично мне удалось досмотреть только из-за порочного культурологического интереса, и не стану скрывать — трешак трешаком, а многие реалии девяностых показаны как минимум честно. Первая серия заканчивалась почти как обычный неплохой художественный фильм, с монологом Главного Подонка, в котором вполне себе передана довольно типичная для тех лет ситуация.

Зато второй фильм без сорока капель валерианы никак не посмотришь. Особенно финал. Кровь. Ад. Погибель. Это плохо снятое кровавое месилово, которое я рекомендую отмотать до конца дабы насладиться наставлением старичка-следовичка.


 Жуткий и кровавый но при этом  по-детски наивный финал, в котором бывший милиционер Гор в одиночку мочит сто бандосов, а в конце выслушивал от следователя в очках-лупах, просьбу в следующий раз решать вопросы в рамках закона.  Божечки, этот следак казалось мне таким старым в 2004 году, а сейчас смотрю — в самом расцвете сил, черт побери. После того, как беспредел был показан с имперским размахом просьба следователя вызывала гомерический хохот. Но не суть: в «Выборе» очень много настоящих реалий армянских девяностых. Зритель впервые видел ту жизнь, в которой жил, а не ту, которую ему много лет придумывали. «Неписанный закон» был уже об особняках и мещанских радостях, но все-таки тоже говорил о пласте реальной жизни — правда тоже с перегибами в пафос, но это был пафос понятный большей части зрителей.
 

Зритель очень хочет видеть на экране свою жизнь, или нечто что на нее похоже. Между тем, экран на то и экран, чтобы корректировать реалии. То есть брать то, что есть и облагораживать. В наше время трудности с тем чтобы облагораживать. А много лет назад все было наоборот — речь персонажей была настолько литературной и неестественной, что смотреть иную сцену советского кино было совершенно невозможно. 

Этот образец — высокого качества, на производство фильма «Из-за чести» были выделены лучшие ресурсы республики. Здесь звездный состав актеров, прекрасная работа постановщика, все-все-все. Но тем не менее диалог родных сестер в исполнении Марины Тбилели — кокетка Розалия, и Вардуи Вартересян — скромная Рита, выглядит слишком официально. Если бы не актерское мастерство и восклицание «психопатка» диалог был бы совсем мертвым. Над натянутыми пафосными речами советских артистов народ посмеивался не менее, чем над искусственно вульгаризированной речью современных постановок.

Карикатура Сурена Степаняна из Национальной галереи Армении
Карикатура Сурена Степаняна из Национальной галереи Армении

В этой карикатуре Сурен Степанян (1915-1977) иронизирует как раз над манерой нелепо «облагораживать» речь, правда в данном случае со стороны певицы. Внизу карикатуры учебник по родной речи для начальных классов, переданный ей от армянского народа (надпись на ленте). Посмотрите неестественно звучит семейный спор в знаменитой «Песне первой Любви»

Это фильм с хорошими артистами, прекрасно снятый, и уж простите великолепно сделанный как продукт. В кино классом пониже с менее подготовленными исполнителями диалоги сильно резали слух.





promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic