narine13e

Categories:

Лица как античные маски

Листая очередной каталог заметила, что очень часто мелькают портреты, на которых глаза, а иногда и рот написаны сплошным мазком, отчего напоминают античную маску. Понятия не имею, что это значит, но таких картин немало.

Обычно бронзовую Анаит снимают так, что пустоты глазниц не видны. Когда в них сияли глаза, изготовленные из минералов. Эта статуя, точнее, ее сохранившийся фрагмент, из эпохи эллинизма, когда вся армянская знать даже говорила на языке греков, в отличие от простого народа. Кстати, Тигран Арутюнян прекрасно об этом рассказывает, жалко что редко. Впрочем, мы отвлеклись. Итак, несколько картин с лицами, как античные маски. 

Ованнес Зардарян, "Весна" 1956, Третьяковская галерея
Ованнес Зардарян, "Весна" 1956, Третьяковская галерея

«Весну» Ованеса Зардаряна многие знают, это одна из самых известных советских картин, так как в 1958 году именно она была отмечена медалью на Всемирной выставке в Брюсселе. Как и все шедевры советского искусства, хранится в Третьяковской галерее в Москве. А вот эту ее копию знают не все. Эта версия хранится в фондах Национальной галереи Армении. Фовизм. Лицо, как античная маска.

"Весна" Ованнес Зардарян, Национальная галерея Армении
"Весна" Ованнес Зардарян, Национальная галерея Армении

А вот знаменитая картина «У зеркала» Минаса Аветисяна. Тоже фовизм. Девушка разглядывает свое отражение, сидя за столом. 

У Петроса Контурджеана такие девушки встречаются очень часто, практически всегда, кроме его любимой рыжей модели, которая позировала обнаженной. Особенно, на картинах, написанных в Париже.

Петрос Контурджеан, "Продавщица каштанов", 1936, Национальная галерея Армении
Петрос Контурджеан, "Продавщица каштанов", 1936, Национальная галерея Армении

И особенно часто у Арутюна Каленца. Причем у последнего и женские образы, и мужские, и даже детские портреты бывают вот такими, с лицами, как античные маски, лишенными эмоций и порой немного грозными.

Арутюн Каленц, портрт скрипача Авета Габриэляна
Арутюн Каленц, портрт скрипача Авета Габриэляна

А вот снова Ованес Зардарян, портрет ветерана войны, мельника Левона. Мужчина, видевший жизнь, видевший смерть, и живущий жизнью простого труженика. Лицо как античная маска героя? О, да.

Ованнес Зардарян, портрет ветерана войны, мельника Левона, 1983, Национальная галерея Армении
Ованнес Зардарян, портрет ветерана войны, мельника Левона, 1983, Национальная галерея Армении

А вот портрет советских лидеров. Малоизвестная работа Зулума Григоряна «Создатели ЗакавФедерации». Сидят Орджаникидзе, Мясникян и — посмотрите на Кирова.

Зулум Григорян, "Создатели Закав Федерации", 1972
Зулум Григорян, "Создатели Закав Федерации", 1972

И на последок вот эта чудесная работа. Стоят трое детей. В центре очаровательная голубоглазая девочка. Над ней портрет маленького Ильича с живыми, влажными глазами. А по левую руку — девочка в желтом. И лицо ее — как античная маска. Это были семидесятые: время, когда в Ереване формировалась совершенно уникальная среда, как развивался эзопов язык, когда Роберт Саакянц снимал свои многопластные мультики, а армянские художники преподносили вот такие сюрпризы. Впрочем, скорее всего это просто недописанная работа. И тем не менее — разглядывать ее можно очень долго.

Вартитер Карапетян "Малыши", 1970 Национальная галерея Армении
Вартитер Карапетян "Малыши", 1970 Национальная галерея Армении


promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic