narine13e

Category:

"Сако из Лори" Туманяна — поэма про общение с призраками. Как только пропустили!

У моего любимого Ованеса Туманяна есть небольшая страшненькая поэма про пастуха Сако из области Лори, у которого разорвалось сердце после встречи с призраками. На картинке — иллюстрация Григора Ханджяна к той самой повести.Под катом — фрагмент и мои размышления.

коллажик
коллажик

Сюжет такой:напарник пастуха Сако по какой-то причине решил спуститься обратно в деревню, и Сако придется ночевать одному в пастушьем домике. Такие домики можно встретить высоко в горах и сегодня — там пастухи пережидают ночь или даже живут несколько дней.

И вот исполин Сако, молодой и сильный, оставшись в тишине, начинает бояться. Он вспоминает истории своей бабушки о встрече с призраками. В конце концов эти самые призраки являются к  нему. Сначала Сако слышит, как кто-то ходит вокруг домика. Потом дверь распахивается и духи врываются в домик.

Сако в ужасе бежит от них и прыгает в реку Дебет. Что интересно. Ануш из одноименной поэмы тоже прыгает в Дебет при схожих обстоятельствах. Ей, точно также как и Сако являются духи, которые изображают свадьбу.

Что это такое? Армянское советское общество изумляется много лет, так как не могло понять СМЫСЛ поэмы. Советский человек вообще во всем ищет смысл. Все пытались как-то додумать что же хотел сказать Туманян. Версии в основном такие — поэт высмеял сильного и могучего пастуха, который погиб по глупости, потому что верил в сказки бабушки. Есть еще прекрасная версия, мол, это о страхе перед турками, потому что в оригинале сказано, что духи были турецких женщин. Ха-ха-ха! 

А его нет. Это фольклорная зарисовка. Поэтизированная просто. Никакого смысла нет — Туманян написал поэму на основе своих записей — он ходил по деревням и просил рассказать местные поверья. А потом старался максимально точно отражать их в своих работах. И вот как раз такой случай.

Почему призраки — группа женщин разного возраста и почему они турчанки (в переводе национальность духов опущена). Дело в том, что записано конкретное поверье гор Лори. Суть его в том, что если человек останется один ночью в горах, за ним придут некие духи. Причем это не духи вообще а конкретно группа призраков женщин разного возраста. Почему турчанки? Просто потому что их описывают как женщин с накинутыми на голову платками. Кстати, с Сако они говорят на понятном ему языке, то есть на армянском. Что касается самих турок, то они называли этих призраков джиннами — именно у джиннов можно различить мужчин и женщин, другие духи не всегда имеют выраженные гендер. Группа женщин, празднующих свадьбу и уносящих с собой людей одна из распространенных легенд о джиннах. Что интересно: за Ануш приходит разнополая группа духов,  их национальность не указана. Если духи пришедшие к Сако зовут его на свадьбу, которую он не видит, то духи явившиеся Ануш проходят перед ней свадебным кортежем, в котором есть все кроме жениха и невесты.: другой вид духов, в Лори их много.

Как видим, алгоритм достаточно стандартен для мировой фольклористики в целом: духи стучатся в дом. Они не просто зовут на свадьбу — а хотят женить самого Сако на красивой.... духи. Свадьба в мире духов означает смерть на земле. 

Это фрагмент из поэмы, а ниже еще иллюстрации Ханджяна. Единственное, чего я не поняла — почему поэму не умолчали в СССР а даже в школе проходили. Думали, что это хороший педагогический ход, мол такой большой мужик а умер от страха перед несуществующими призраками?  Так у Туманяна нет сомнений в тексте, что призраки существуют! И неслучайно он так долго размышляет о том, почему пастух Гево внезапно ушел в деревню — как бы, показывается, что у Сако судьба погибнуть в эту ночь.


Вдруг, — из разных сторон,
Откуда — куда, про былые века
Старой бабушки сказки возникли, как сон…
И невольно Сако вспоминать стал о них,

О духах, видениях, призраках злых,
—Как они, кривоногие, ночью встают,
Хороводы ведут, веселятся, поют…
И, как в образе ведьм и колдуний поток
К тем приходит в ночи, кто, как он одинок.

Как из мрака пещер для полночных затей
Возникают в горах тени темных чертей.
Если поздно идешь по ущелью меж гор,
Слышишь зов и знакомый обманчивый хор…
Как люди, они затевают пиры
Средь зурн и лихой барабанной игры…
И бабушки речи из призрачной дали
Пугливо, прозрачно в ночи зазвучали.

— Сако, скорей на пир иди,На нашу свадьбу погляди!
Мы пляшем среди игр лихих
И дев — красавиц молодых…
Дам вкусных яств, иди, дружок!
Иди ко мне — дам пирожок!Племянник мой!
Мой сын! Мой брат!Родной! Тебя я видеть рад!Сако! Сако!
Ты к нам иди!
На эту деву погляди!Веселой пляски жизнь полна…
Тара-ни-на… Тара на-на…И тени, уродливо-гадки и дики,Толпой несуразной, — кошмарные лики,
—Надвинулись тяжко, стоят перед ним,
И темен их облик и неумолим…
Привиделись призраком страшным ему
—И двинулись медленно в черную тьму…

Полностью здесь.

Григор Ханджян иллюстрация к поэме "Сако из Лори"
Григор Ханджян иллюстрация к поэме "Сако из Лори"
Григор Ханджян иллюстрация к поэме "Сако из Лори"
Григор Ханджян иллюстрация к поэме "Сако из Лори"
Григор Ханджян иллюстрация к поэме "Сако из Лори"
Григор Ханджян иллюстрация к поэме "Сако из Лори"
Григор Ханджян иллюстрация к поэме "Сако из Лори"
Григор Ханджян иллюстрация к поэме "Сако из Лори"


promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic