narine13e

Categories:

Документальные... мультфильмы I

Мы привыкли, что мультики Роберта Саакянца позитивные, добрые, смешные. Так и было очень долго. Но этот мульт не такой. И детям его точно лучше не смотреть. Он снят в 1994 году, в последний год блокады. 

И как бы жутко это не звучало, но этот мультфильм о реалиях, в которых Армения жила тогда. «Топор» это взгляд на блокаду изнутри, глазами обывателя, который никак не может приспособится в своей городской квартире к необходимости разводить огонь и готовить на нем обед, добывать дрова и постоянно делает шаги, от которых только хуже. И психологическую атмосферу, в которой жил народ, Саакянц изобразил очень точно.

А  мульты «Выборы» и «Поезд» — это уже документалистика. Первый  фильм снят на песню культового барда Рубена Ахвердяна, разберем его подробнее.

Детали, которые мы видим в «Выборах» — это карикатура реальные явления тех лет, а вовсе не яркое воображение автора. Например, на 0.44 два призрака танцуют в траурных повязках с именами «Тико-37» и «Взго-42». В те годы в Ереване то и дело можно было видеть такие черные растяжки во дворах и маленьких переулках с укороченными именами и очень небольшими цифрами. Это была ритуальная мода на похороны людей  с химической зависимостью, слава богу, продлилась она года три и ушла в небытие. 

Руки в беспорядке тянутся к стене с талонами на хлеб. Траурный венок у статуи «Дружбы», рулетка казино, на которую смотрит каменный Таманян — это все о том, как город утратил торжественность пространств. У любого постамента мог появится «столик», за которым какой-нибудь простоватый парень торговал конфетами. Люди в шляпах с полями роются в мусорке. Кто-то пилит ствол дерева, на котором распят Иисус. Детали одежды на разных персонажах тоже оттуда — спортивки, люди в туфлях и  трениках«адидасах». Зимняя улица и люди с трубами — это печные трубы, которые мы устанавливали в квартирах. 

Крыса на дудочке руководит людьми, идущими за ней со старинными лампами. Не думайте только, что они старинные — мы ими пользовались в 90-е, когда не было света. А крыса тоже не простая: президент тех лет Левон Тер-Петросян всю свою жизнь проработал в НИИ, в институте рукописей Матенадаран. Далее историческое событие — демонтаж статуи Ленина, на месте которой появляется человек в кепке. На его месте появляется министр обороны — Вано Сирадегян, человек, в руках которых на самом деле была вся власть в стране.

Слепой виоланчелист — весь Ереван помнит реального человека с седой бородой, который игра на улице. Правда, слепым он не был, но эдаким символом тех лет, конечно, стал. Дед мороз с красным крестом — сколько было служб Красного Креста в те годы сосчитать трудно.

И вот, важный момент, на третьей минуте. Группа сосредоточенных мужских лиц, которые чернеют и уходят в небытие. Это — отношение художника к своим ровесникам, дань памяти погибшим товарищам. 

В конце наступает новый всемирный потоп, который сносит гору Арарат, уносящуюся вдаль — символ эмиграции. 

Вообще, в мультфильме много сложной символики, обращения к мировому наследию образов, но об этом как-нибудь в другой раз.

В  титрах обоих мультов обозначено «фильм снят на базе и при содействии Арменфильм». И далее:  «ТОО фирма »Эмигрант». Здесь мультипликатор выразил свое отношение к действительности девяностых.


promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic