narine13e

Categories:

Мы, наши горы и Весьмир

В те незапамятные времена, когда я училась телевизионному искусству, было очень популярно рассуждать о фильме Генриха Маиляна «Мы и наши горы» 1969. Самой модной фразой в те годы был следующая: «Вот, прекрасный фильм. Но разве это международный шедевр?! Разве его поймут в мире? Нет!». Мы вообще в те годы очень хотели чего-то масштабного, известного во всем мире — SOAD же еще не было.

 В те годы мне был совершенно не интересен и непонятнен этот фильм. Но недавно, пересмотрев его я пришла к выводу, что тема-то на самом деле понятна будет в каждой современной стране. Даже сегодня, спустя целую жизнь после выхода этого черно-белого (!) фильма на экраны. И тема, преподнесенная Маляном, актуальна и понятна за пределами нашего маленького закрытого общества.

Это фильм о том, как Большой Порядок, разработанный для регулирования жизни в многочисленном городском сообществе, ломается о порядки маленькой деревеньки. Ломается так, что даже представитель власти в конце концов переходит на сторону «группы лиц», действия которых он расследует. Собственно, нечто похожее есть в «Корсиканце» 2004 с Жаном Рено. Да, их в конце тоже ведут в суд. И зрителю непонятно, осудят их или отпустят, но сы видим, что как минимум следователь - уже один из них.

Сюжет: деревенские мужики собрались посидеть у костра. К стаду пристали четверо «чужих» черных баранов. Двух из них зарезали и съели. Оказалось, это барашки односельчанина Реваза. За баранов ему заплатили, конфликт улажен, но жена Реваза возмутилась, и подала в суд. 

Приехал следователь из города. Он допрашивает по очереди каждого из селян, хочет узнать как же все было, установить истину. И кажется, что все просто, маленькое общество само урегулировало возникшее в нем нарушение порядка. Но правила общества большого, правила государства, требуют совсем другого. 

В этих длинных, очень фактурных диалогах раскрываются и образ простого человека, и плоды советской политпропаганды в умах простых людей, конфликт города и деревни, проблемы старения и одиночества, мужской дружбы. 

В финале вся компания отправляется в город вместе со следователем. По дороге их спрашивают, куда они идут и зачем «Дело есть в суде, мы барана украли». Следователь кричит вместе со всеми — теперь он уже один из них, он часть их жизни, хоть и тащит всех вместе в город на суд. А абсурдность все этой ситуации в том, что пастухам в любом случае надо в город — сдать животных на мясной комбинат. Большой город с его попытками контролировать существует в другой реальности. И маленькое сообщество, живущее натуральным хозяйством, так к нему и относится, как к иному миру, с которым  приходится иметь дело, несмотря на то, что его законы никогда не приживутся в сельской жизни.

Самое важное о фильме

Художник Сергей Наразян
Художник Сергей Наразян

Автор сценария — Грант Матевосян (1935-2002), известный армянский писатель, который очень часто писал об урбанизации. Вот и «Наши горы» — также рассказывает о людях, живущих в эпоху перемен, когда меняется уклад жизни, когда в их налаженный быт приходит новый порядок.

Фильм до сих является осевым для армянской культуры: фразы и образы из него формируют наше пространство. Не знаю, сознательно или нет, но художник Сергей Наразян создал цикл пастелей с косарями. Я долго не могла понять, что же они мне напоминают.

Художник Сергей Наразян
Художник Сергей Наразян

Фразам посвятим отдельный пост. 


promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic