narine13e

Category:

Как я исследовала "Мать-Армению" I

Это был, кажется, 2009. Во дворе Дома-музея Акопа Коджояна и Ара Саркисяна стояла гробовая тишина. Он расположен в самом центре, не далеко от церкви Зоравор, и в юности, в 90-е, я часто бывала здесь вместе с музыковедом Гаяне Мелконян (тогда мы были просто Гая и Нара): в музее заседал кружок любителей мирового искусства. Чего только не было в девяностые, на фоне полной разрухи! Помню, мы спрашивали о скульптурах, расставленных во дворе, но нам толком никто не отвечал. 

— Вам полный билет или у Вас льготы? — равнодушно спросили меня на кассе.

— Мне к директору. Но я у куплю у Вас полный билет.

— Не надо. Директора нет сегодня. 

Меня проводили к заместителю. Я рассказала, что исследую советские монументы Родина-Мать и что мне необходимо посмотреть запасники с архивами Ара Саркисяна. Меня попросили прийти в другой день, когда будет директор, внучка скульптора Анна Саркисян, а пока мне покажут экспозицию.

"Херосима" во дворе Дома-музея Ара Саркисяна
"Херосима" во дворе Дома-музея Ара Саркисяна

И мы пошли по залам. Сказать, что я испытала шок — не сказать ничего. Я шла и узнавала добрую половину ереванских скульптур: Спендиаров, Нельсон Степанян, Валерий Брюсов, парочка уже давно снесенных лениных, новенький ансамбль Маштоц-Партев (его установили только в 2002 перед ЕГУ)... Как же получилось, что у этого скульптора так много известных работ, а я ничего о нем не знаю? Последняя фраза и вовсе добила:

— Ара Мигранович — основатель Художественного Института. Приходите завтра, Анна будет. И скажите, Вы ведь журналист. Вы точно не станете писать о Маэстро гадостей?

Я грустно вздохнула о репутации своей профессии, и пообещала писать только хорошее. Хех! Даже Арам Арутюнян, друг моих родителей, долго откладывал беседу о своем отце, зная, что я журналист, а не искусствовед! А здесь совершенно не знакомые люди. 

Авторский макет скудбптуры Месроп-Маштоц и Саак Паргев, которая установлена перед ЕГУ после смерти скульптора
Авторский макет скудбптуры Месроп-Маштоц и Саак Паргев, которая установлена перед ЕГУ после смерти скульптора

Анна не смогла приехать на следующий день, но распорядилась показать мне материалы. Сотрудники разложили на столе эскизы к монументу Мать-Армения, который находится в Гюмри. 

— Минуточку! — воскликнула я — это же башня Дома Правительства! Ереван?

На эскизе скульптура была нарисована в окружении значимых ереванских зданий.

— Да. Изначально фигура предназначалась Еревану. Разве Вы не знали?

Господи, откуда, откуда мне было знать? Об этом нигде никогда не писали, я вообще с большим трудом отыскала пару туманных советских статьей с пафосными эпитетами и без всякой информации.

Этот снимок сделал Арсен Карапетян по моей просьбе
Этот снимок сделал Арсен Карапетян по моей просьбе

Итак, все, что удалось выяснить: гюмрийская Мать-Армения должна была стоять в Ереване. Как же вышло что ее перенесли? Почему на постаменте Сталина установили работу Ара Арутюняна? И еще одна интересная и важная деталь — не было ни одного эскиза, на котором монумент находился бы там, где в итоге установили арутюнянвоскую скульптуру. То есть, ее не планировали воздвигать на зейтунский холм? Как так, почему? Но работники разводили руками. Нужно было дождаться Анну Саркисян.

Анна Саркисян (слева) принимает в музее президентскую чету, Армена Саркисяна с супругой Нунэ
Анна Саркисян (слева) принимает в музее президентскую чету, Армена Саркисяна с супругой Нунэ

Фотографии: новостной портал Аналитик.ам, страница скульптора в Вики, армянская страница скульптора в Вики, журнал «Анив».

продолжение следует

promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic