narine13e

Categories:

Это ложа бЭнуар, презренное вы создание!

Недавно беседовали за чашкой кофе о культурных маркерах. О том, что по вкусу человека можно определить твой он или нет. О том, что некоторые выглядят, как человек твоего круга, разговаривают, как человек твоего круга,  а на деле им нравится китч. А я вспомнила другую ситуацию: когда человек владеет языком определенного круга, в курсе его вкусовых предпочтений, никогда не похвалит то, что хвалить непринято, назовет все «нужные» имена и даже процитирует что надо, кому надо. Но этот человек пользуется культурными маркерами совсем не для того, чтобы просто произвести впечатление.  

Сцена первая. Один из почтенных концертных залов Москвы. Выступает известный артист из Еревана и в вестибюле очень тесно. Артист недавно получил международное признание, так что послушать его пришла не только диаспора. У меня целых три лишних билетика, так получилось. Стою, жду подругу. вы спросите, причем тут заголовок? Он к истории отношения не имеет, но отлично ее иллюстрирует: эту фразу контролерша презрительно кинула кому-то за моей спиной. «Презренное Вы создание» она не говорила, я просто прочитала эту фразу на ее лице со скорбно поджатыми губами, когда невольно обернулась. Она лишь сказала «это ложа бЭнуар!», сказала с таким чувством, что и теперь, спустя много лет, я помню эту фразу, и жалею что буквы не передают интонаций.

А история совсем о другом. Пока я ждала приятельницу, ко мне подошла интеллигентнейшего вида ухоженная дама. Сверкая одухотворенными глазами и улыбаясь  в 32 безупречных зуба, она схватила меня за руку (!?) и спросила лишний билетик. Я вежливо отказалась. Она заглянула мне в глаза и спросила, точно ли у меня его нет. «Ну вообще-то есть. Но Вам я его продам». Дама воодушевилась, и стала просить еще настойчивее. Я назвала цену. Она сказала, что так нельзя, это же искусство! Надо просто отдать! Я улыбнулась и отошла. Тут подоспела подруга и мы с ней встали в очередь к контролеру.

Интеллигентнейшая дама пошла за нами. Громко, чтобы слышали все, она начала говорить о том, что искусство — это любовь. Искусство — это жизнь. И нехорошо жадничать, не отдавая бедной женщине, желающей насладиться музыкой, лишний билетик. Я улыбнулась и повернулась к контролеру. «Девушка, у вас же пропадет билет!» — кричала она. 

На меня оборачивались люди. Я хладнокровно повернулась к ней и также громко, на весь зал повторила цену на билет. И тихо добавила «Это же искусство! Значит, недостаточно Вы его любите, раз сами так жадничаете!». Моя подруга была в ужасе, потому что тетенька продолжала кричать, привлекая к нам внимание. Войдя в зал, я послала ей воздушный поцелуй.

 Первые сорок минут, пока на сцене выступали официальные лица с речами, подруга пыталась узнать, почему я так себя веду, и зачем мне эти несчастные (не помню уже сколько) рублей, отдала бы интеллигентной женщине билет, она же так любит искусство, а у меня он всё равно пропал. Я улыбалась, кивала, и гладила кусочек бумажки. Следующую историю я рассказала ей уже после концерта.

Сцена вторая. Далекий 2004 год. Или 2003? 2003, точно!  Я работала в одной из организаций диаспоры. Ну как в одной из — в самой большой и известной. 

На работе мне подарили билеты в один из самых почтенных концертных залов Москвы, где должен был выступать один почтенный оркестр Армении. Мне досталось два билета, но подруга не пришла, а мама получила отдельное приглашение, так что я была одна.

Так вышло, что приехала я слишком рано. На благородных лестницах, помнящих ботинки лучших голосов Советского еще Союза, стояли всего три  фигуры. Тетенька постарше с классической гулькой и легкой сединой, женщина средних лет, и интеллигентный старичок с бородкой.

Младшая из дам подошла ко мне, улыбаясь и сверкая глазами и спросила лишний билетик. Я, разумеется, отдала. У входа в самые почтенные двери, чьи ручки помнят — ну вы поняли кого — меня перехватил пожилой джентльмен. «Деточка, позвольте к вам обратиться! Я хочу кое-что важное Вам сказать», — джентльмен понизил голос и попросил меня обернуться на скучающих дам. «Деточка, посмотрите, как одета эта женщина, попросившая у вас билетик» — печально сказал он.

Дама была одета хорошо. Волосы были уложены в салоне, у нее был свежий маникюр. По моим ереванским представлениям, на благосостояние дамы это могло и не указывать, ибо у нас женщины определенного круга выглядят так, даже в самые свои непростые времена. Но джентльмен начал мне рассказывать о том, что зимой эта дама стоит в шубе и просит лишний билетик. А потом уезжает на приличной машине. И что наблюдает он это зрелище вот уже много лет. Очень, очень много лет. Очень, очень, очень много лет. Дамы просят лишние билетики, продают лишние билетики. Выглядят очень интеллигентно. Очень, очень интеллигентно. Дамы умеют интеллигентно стыдить. Умеют интеллигентно давить на кнопочки интеллигентных людей. Они могут поставить вас в неудобное положение перед окружающими. Идет на все, чтобы выманить у вас билетик и продать его через пять минут какому-нибудь меломану. 

Интеллигентные люди очень радуются, встретив кого-то из своего круга, кого-то кто может восхититься прекрасным так же, как они. Как дети радуются. Подделаться под своего в этом кругу не так сложно: выучить несколько имен, перенять манеру одеваться, любимый шансон или рабиз слушать в комнате со звукоизоляцией, нигде не признаваться в любви к рококо и позолоте. В советские годы такая мимикрия имела смысл — тогда с людей утонченных было что взять: связи, как правило. В девяностые и нулевые актуальность мимикрии под тонкопалых господ пропала, но как видим, билетные акулы вполне себе кормились за счет этого даже в такие времена. В наши дни мода на продвинутость вернулась: сегодня тридцатилетние люди с хорошим вкусом и очень жестким разделением мира на свой-чужой вновь занимают какие-то должности, обладают какими-то рычагами, а значит, подходит время акул новой породы. За чем они будут гнаться — узнаем со временем.

promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic