narine13e

Categories:

"Пепо": обо всем, что мы не заметили. Часть II

Вот такой коллажик. Старичок справа — все, что осталось от Григора, персонажа, из-за которого все в пьесе и завертелось. В фильме он бессмысленно мелькает в каре и даже ничего не говорит. Между тем... Но обо весм по порядку.

О чем пьеса «Пэпо»: у старой (целых 50 лет) вдовы двое детей, сын и дочь. К ней заходит ее странноватый брат, который пришел сообщить какую-то неприятную новость. Это и есть Григор, тот самый непонятный старичок. В пьесе он постоянно нюхает табак, в фильме буквально пару раз подносит его к носу. А еще в пьесе он без умолку болтает — видимо, так всех достают, что в фильме вообще ничего не говорит.

Итак, Григор принес дурную весть — он потерял доверенную ему расписку о 1000 рублей, приданном Кекел. И теперь ее жених — у которого в пьесе нет даже имени — отказывается от брака. Как помните, в фильм расписка бездарно теряется и также бездарно находится, просто из-за неаккуратности. 

И начинается! Брат Кекел, Пэпо идет добиваться к Зимзимову, терпит фиаско. Браку Зимзимова с Эфемией уделим отдельный пост — он того стоит: Пэпо является к ним в первый раз в момент, когда в зал заносят зеркала, много-много зеркал. Эфемия транжирит баснословные суммы, а ее молодящийся муж не хочет возвращать долг Пэпо. 

Реакция гостей на визит Пэпо
Реакция гостей на визит Пэпо

 Григор, видя, что шуму уже слишком много, признается, что расписка у него. Зимзимов узнав, что теперь есть законное основание вернуть деньги спешит к Пэпо. Он готов вернуть деньги. Но Пэпо нужно отстоять свою честь, и он говорит, что пойдет в суд. Зимзимов удваивает сумму. Гакули уговаривает взять сумму. Пэпо отказывается и идет в суд. Именно так заканчивается пьеса. А теперь хроники советского абсурда.

В чем абсурдность сюжета фильма: Пэпо все-таки подал в суд. Но судья на стороне зла, и расписку подменяют. Пэпо обвиняют в обмане и сажают в тюрьму. И вот тут начинается театр абсурда, страшное зрелище, которое оказалось пророческим. 

Почему страшное? Потому что когнитивный диссонанс. Пэпо сажают в тюрьму, а беднота СО СЧАСТЛИВЫМИ ЛИЦАМИ идет его проведать. Вот, смотрите.

Что мы здесь видим? В этом фрагменте только сцена у окон тюремной камеры Пэпо. Но я немного расскажу. Пэпо арестован за оскорбление суда. Семья сидит дома, пьет чай. К ним приходят посочувствовать соседи. Много соседей. Весь Авлабар. Собрание переходит в стихийное шествие по направлению к тюрьме. По дороге они встречают Зимзимова и подвергают его унижениям. Наконец, вот эта сцена — они у тюрьмы. Весь квартал пришел! Они ликуют, они ведут себя так, как будто победили. Поют гованд (хвалебную песню) своему герою Пэпо. Пэпо клянется отомстить за каждого униженного бедняка. НО ОН В ТЮРЬМЕ! 

Зритель не видит освобождения, не видит возмездия. Это все в нарисованном будущем, а жестокая реальность такова — Зимзимов унижен, а  у него связи. Едва ли он не захочет разобраться с кинто. Пэпо арестован, он может вообще не выйти из заключения. Единственная радость — Гакули женится на Кекел, и глупая девчонка, наконец, согласилась.  Как советские люди они ликуют над собственным безысходным страданием, конца которому нет, но есть иллюзия победы. Увы, увы и ах.

Что хотел сказать Габриэл Сундукян. Главные герои-антагонисты в пьесе Пэпо и его близкий друг Гакули как ни странно. Почему?
Пэпо олицетворяет стремление бесправных исправить свое положение, выйти из тени в поле закона, что позволит им начать конкурировать с  более сильными игроками, или хотя бы начать двигаться к этому.
Гакули олицетворяет старый пацанский закон. Именно он требует избить Зимзимова, и даже пытается это сделать, но Пэпо не позволяет. Именно Гакули жужжит над ухом у Пэпо, и уговаривает сначала повысить ставки а затем взять у Зимзимова деньги. Гакули все вопросы решит силой, хитростью, откупом. Он бессилен против закона, потому что активно никак с ним не взаимодействует, не дает обратной связи, а только вертится, обходит его. Если введут налоги против торговцев вроде него, он не пойдет создавать профсоюз. Он подожжет дом судьи или станет молча платить. Неслучайно Сундукян закончил пьесу вот так, в момент когда Пэпо оглашает Зимзимову, что пойдет в суд. СУНДУКЯН НЕ ЗНАЛ, ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ. Это мы с вами уже знаем.

Пока отдохнем от этой темы, но скоро я напишу кто был прототипом Пэпо, как ставят пьесу в современных театрах и про феминизм  — в пьесе и в фильме. И конечно о второй пьесе, мотивы которой мы видим в фильме: о «Хатабале».

promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic