narine13e

Category:

Проект "Фирдус: память места"

Тигран Амирян и его прекрасная команда презентовали книгу, которую мы так ждали — «Фирдус: память места». Это очень важное и событие для Армении. Ведь любой пересмотр прошлого, изложенный в современном формате ценен и важен. 

Иллюстрации книги "Фирдус: память места"
Иллюстрации книги "Фирдус: память места"

Несколько лет назад Тигран совершил поступок, который не мог понять никто. Представьте себе, он — известный историк литературы, исследователь, выступлений которого ждали во многих городах и странах, переехал в Армению. Задолго до Бархатной революции. Живя и работая в Ереване, он продолжал выступать в тех самых «многих городах». 

Жительница Фирдуса Анаит Пхрикян на презентации книги
Жительница Фирдуса Анаит Пхрикян на презентации книги

Проект «Фирдус» — глубоко личный для Тиграна. В своем аккаунте на Фб он написал, что очень давно хотел это сделать. И, разумеется, сделать это в Армении было очень трудно. Могу себе представить. Фирдус — один из самых колоритных районов Еревана. Здесь все смешалось: сталинский ампир, дореволюционные дома из черного туфа с деревянными терасами, старенькие частные домишки. В советские годы все стремились жить в центре или в новых панельных районах. А Фирдус хранил самобытность. Здесь каждый камень имеет историю, в каждом дворе живет дед, который расскажет как было. И есть места намоленные, а есть «нажитые», что ли. Вот, как Фирдус, где повзрослевшие узнают себя в дворовых ребятишках, играющих в той же беседке или измазанных тутом с того же самого, совсем уже старого дерева.

Вот как об этом говорит сам Тигран: «Фирдус на тот момент притягивал меня как нечто очень настоящее, как место заботы, как место принятия «другого». С годами это чувство стало сильнее и начало обрастать различными концепциями, различными выводами, сделанными в результате полевых исследований. Потом к этой идее присоединились люди, которые очень помогали мне. В результате проект был создан целой лабораторией, группой соратников и единомышленников«.

Кстати, о соратниках. В команде приняли участие известные и уважаемые в обществе историк Гамлет Мелкумян, мультипликатор Наира Мурадян, архитектор и историк архитектуры Андрей Иванов, фотограф Назик Арменакян, архитектор Арсен Карапетян. Да что там уважаемые — любимые. Ведь деятельность каждого из этих педантичных знатоков своего дела исходит от сердца.

Мисак и Заруи Киракосяны, 1920-е
Мисак и Заруи Киракосяны, 1920-е

Проект »Фирдус« важен тем, что он  профессионально выполнен, и при этом очень живой и теплый. Для Еревана это революция не слабее Бархатной. У нас ведь как: или очаровательное душевное раздолбайство, без упоминания дат, имен, или сухой текст, которому аплодируют пять узких специалистов, о котором говорят в новостях, на который, возможно, кивают зрители этих самых каналов, чтобы никогда не прочитать, не посмотреть, не вникнуть. Зато профессионально. А в первом случае — душевно, но разве это хоть чего-то стоит? Так, по-домашнему. Только для своих. И тут »Фирдус», который перевернул, и как я надеюсь, сломал, наконец, это пошлое положение дел.

С нетерпением жду момента, когда смогу приобрести свой экземпляр. С автографами, конечно. Напоследок хочу отметить всех участников: иллюстратор Арутюн Тумагян, Клим Гречка, Армине Шахбазян, Сона Калантарян, Назик Арменакян, Гамлет Мелкумян, Андрей Иванов, Наира Мурадян, Арсен Карапетян. Презентация книги прошла в ереванском книжном магазине «Зангак».

Фото отсюда, отсюда и отсюда.

promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic