narine13e

Categories:

У Матронушки

Однажды в нулевые мы с близкой подругой отправились в Покровский монастырь, что на Марксисткой улице в Москве. Не знаю, как теперь, а в нулевые очереди к мощам святой были приблизительно раза в два длиннее, чем к Ленину в Мавзолей. Ездили мы в Покровский часто в те годы. Но в тот раз, теплым весенним вечером у меня случился очень необычный разговор, о котором я вспоминаю спустя много лет. Этот пост не про то, что в церкви что-то неправильно. Он вообще не про это. Он просто об одиночестве.

Изгнанная


Очереди были не просто очень длинные. Их было две. К мощам, в храм и к иконе. Выросшие в условиях сурового быта советов и очередей граждане ЗАНИМАЛИ две очереди, и ходили между обеими. То тут немного постоят, то там. И к иконе приложатся и к мощам. Я стояла только к мощам. А поскольку  предписание, благочестиво не выходить из очереди постоянно нарушалось всеми, я и сама решила немного поизучать территорию. 

Неподалеку стоял круг послушниц. Они пели вместе с молодым монахом «Царицу Небесную» и другие молитвы. А поотдаль от них на скамейке сидела женщина лет шестидесяти. Уже не помню, как я поняла, что эта женщина живет в монастыре, помню только, что она по одежде отличалась от послушниц, но что-то в ней указывало на то, что она не из очереди стояльцев. Наверное, одежда была черная, но не такая, как у жительниц монастыря. Помню только седые волосы из-под косынки и огромные-огромные грустные глаза.

Я присела к ней на скамейку. Она отстранилась. Я отвела взгляд, чтобы не смущать ее, и стала разглядывать хор, храм, деревья, небо. Потом, все же, разговорились. Я спросила, почему она не со всеми. «Мне нельзя, — ответила женщина — я жила неправильно, мне нужно искупить свои ошибки». Мне стало немного не по себе. Передо мной сидела обычная взрослая женщина, на лбу у нее сверкала пара дипломов, манеры были очень деликатные, а речь литературной, и говорила мне про свои ошибки. Такие страшные, что ее не пускают петь вместе со всеми. Я застыла. Спрашивать было неловко, я только думала что же такого страшного она сделала. 

«Это связано с моей работой, — будто ответила на мои мысли — я работала в очень дурном месте. И вам хочу сказать: не обижайте никогда животных. Птичек, рыбок. Не обижайте». Я поняла, что вхожу в ступор. «Деточка, простите, хочу побыть одна: да и разговаривать подолгу с прихожанами мне нельзя». Ошарашенная я вернулась на свое место в очереди. Это был 2008 год — а я все думаю, кто же она была? Чем этот божий одуван обижал животных? Лаборатория? Цирк? Так теперь и не узнаю. 

О Матроне и очередях к ней

В очереди к святой Матроне в нулевые стояла вся Россия.  Мне доводилось общаться в ней с модными девушками в коллекционных платках, и с делегацией верующих Воронежа, специально приехавших к Матроне на небольшом автобусе, с беременной молодой женщиной, которую пришлось заставить пройти вперед — всем километром очереди уговаривали, а она не шла, хотела отстоять как все. Было однажды вредное семейство очень толстых людей: папа, мама, сын и дочь, которые умудрились перессориться со всеми за жалкие первые сорок минут стояния. Армяне к Матроне тоже ездят, и не только армяне. Считается, что святая помогает в браке и устраняет колдовство соперниц, так что на стояние приходят не только воцерковленные люди, но и все вообще. Не знаю, как теперь, а в нулевые можно было простоять часа четыре.

У культа святой Матроны есть и свои критики. Многие указывают на недопустимость указания на иконе физического недостатка: слепоты. В житии указано, что родилась святая без глазных яблок.

Подвергаются сомнению факты из жития святой, Матрона Никонова родилась в 1880-е годы, скончалась в 1952. Всю жизнь принимала людей, отвечала на их вопросы о жизни, судьбе и здоровье. Родственница, которая жила с ней в одном доме, написала книгу о жизни Матроны, но не все изложенные в ней эпизоды одобрила Синодальная комиссия по канонизации святых. Так, в официальное житие не вошел визит Сталина к Матроне, подтверждений которому больше никаких не нашлось. Кажется, послесловие получилось  длиннее самой истории, но я почему-то посчитала важным рассказать о том, где произошла эта моя странная встреча. Я часто вспоминаю ту женщину, хотя прошло больше десяти лет. Разрешили ли ей петь вместе со всеми?


promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic