narine13e

Categories:

Ереванский сказочный стиль

Безумный последователь одного известного современного философа как-то раз сказал о том, что сон, который смотрит американская мышь отличается от снов нашей, русской мыши. Речь его была прекрасна, волшебна, казалась мне тогда впечатляюще сумасшедшей. И продолжала бы я так считать, если бы не три года работы в одном проекте, для которого нужно было разобрать электронный каталог Национальной галереи Армении. Американских мышей я не встречала, русские тоже не рассказывали, что им сниться. Но в одном я теперь уверена точно: какие бы сне не снились ереванцам, художники второй половины ХХ века рисуют их очень похоже. Наверное, потому что растут на одной земле и видят одно небо. С другой стороны, может мне кажется, что в этих работах есть нечто общее?

В 1970 году в Ереване открылся Центр эстетического воспитания, основанный искусствоведом Жанной Агамирян и знаменитым Генрихом Игитяном. Совместное детище супругов породило огромный пласт в армянском искусстве, и то, что я называю «ереванским сказочным стилем» лишь один из аспектов. Центр был чем-то большим, чем просто художественная школа. Он стал революцией. Уставшие от сухого академизма художники получали здесь возможность для самовыражения: ведь детское творчество живет совсем по-другим законам. А дети учились у отличных мастеров — между прочим, имеющих то самое академическое образование.

Эдуард Харазян, "Миниатюры", 1971
Эдуард Харазян, "Миниатюры", 1971


Еще через два года случилось и вовсе невероятное: открылся первый в СССР (!) Музей современного искусства. Вот и дразните теперь армян, которые хвастают что все сделали первыми.  

Этот проект объединял молодых художников, которые шли в ногу со временем, и был чем-то вроде интеллектуального клуба. Все это,безусловно, создавало среду, в которой родилась школа Нового армянского искусства. В семидесятые оно было психоделичным, сказочным и как будто увиденным в коллективном сновидении. 


Мультфильм про Фаноса-неудачника — стилизованный под детские рисунки

В семидесятые формированию такого стиля способствовали и общий тренды: началась мода на фольклор, на собирательство предметов народного быта. А поскольку в стране принудительного счастья дышать чуть посвободнее можно было только в детских иллюстрациях и в мультипликации, то множество художников по всей стране метнулись именно туда.

Рубен Шахвердян, "Водонос", 1973. Вам ничего здесь не кажется странным?
Рубен Шахвердян, "Водонос", 1973. Вам ничего здесь не кажется странным?

Рубен Шахвердян вообще великий мастер. По ссылке — коллекция работ Шахвердяна на сайте главного музея Армении. Он владел масхитином, как бог, получал правительственные заказы на портреты Ленина-Сталина-Микояна, писал академические пейзажи.  Но также создал огромную серию вот таких рисунков:

Рубен Шахвердян, "Материнство", 1969
Рубен Шахвердян, "Материнство", 1969

Обратите внимание: лишь на первый взгляд эта работа похожа на детский рисунок. Здесь не только просчитана каждая линия. Посмотрите, как тонко общаются персонажи — жесты, взгляды. Традиция сохраняется даже у современных молодых художников. Вот, работа Мариам Галстян:

Мариам Галстян, "Райский сад" 2019
Мариам Галстян, "Райский сад" 2019

Или Анны Согомонян:

Анна Согомонян "Посмотри в глаза" 2019
Анна Согомонян "Посмотри в глаза" 2019

Чертик похож на Харазяновского, не так ли? К ереванскому сказочному стилю я отношу так же работы Ваагна Игитяна. Вот, смотрите:

Ваагн Игитян "Эмиграция" 2018
Ваагн Игитян "Эмиграция" 2018

Казалось бы, эта работа немного о другом. Но нет: здесь тоже странное пространство, которое, как будто, приснилось. Здесь тоже псевдодекоративность, за которой скрывается рассказ о чем-то важном. 

И таких художников очень и очень много. Что бы я назвала определяющими чертами «ереванского сказочного стиля»? Это общая с Генрихом Игитяном фотка, искривленное пространство, наличие фантазийных персонажей или предметов, стилизация под обманчивую простоту и скрытые смыслы. Как-то так. 

К сожалению, этот пласт остается малоизученным по сей день. Армянские искусствоведы предпочитают изучать медиавистику о которой тоже ни черта не знают за пределами устаревшей совковой программы, а этот пласт ушел в небытие. Особенно обидно за сказочную сновиденческую керамику. Но о ней как-нибудь в другой раз.

promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic