narine13e

Народник и благородный салон

Поэт Дживани (1846-1909) был человеком простым, из народа, одевался по старому обычаю. А вот друзья его были эдакие столичные франты, с усиками, стриженными по последней моде, с дипломами лучших университетов Европы, с манерами. Благодаря им стихи народного песенника и были переведены на несколько языков. На русский их перевел и опубликовал Валерий Брюсов.

Традиция ашугов жива до сих пор во многих странах, в том числе и в Армении. Но да простят меня современные мастера — кто сравнится с Дживани? Никто. Он оставил более тысячи произведений и наверное еще столько же не сохранилось. Традиция-то устная. А Дживани подружился с Ованнесом Туманяном, был вхож в его литературный клуб «Вернатун» в Тбилиси.  

Дживани (со скрипкой) в окружении братьев по музыкальному цеху.
Дживани (со скрипкой) в окружении братьев по музыкальному цеху.

В клубе Туманяна собирались искренние патриоты. Они грезили о процветании Армении, мечтали увидеть ее сильной, богатой страной. Так и вижу эту картину: обставленная по последней берлинской моде гостиная, вес сидят в своих сюртучках, а Дживани по-простому, как крестьянин, одетый, слушает как они тут все обустроят. Вздыхает про себя тяжко — какие ж вы армяне! Даже песню написал, посвященную одному из членов клуба, Аветику Исаакяну. «Талантливому товарищу» называется. Вот эта песня.

«Не обижайся на меня, мой талантливый друг, но мое ремесло не помеха твоему гению» — далее Дживани сравнивает свой образ жизни и образ жизни Исаакяна. В советские времена это произведение интерпретировалось, как послание представителя бедноты. О том, что посвящалось оно Исаакяну старались забыть: всё-таки, главе Союза писателей Армянской ССР адресовано.  Да и посланием бедняка ни одна песня Дживани не могла быть в принципе.

Своей поэзией ашуги зарабатывали побольше, чем городские поэты, а тем более такой известный, как Дживани. Их приглашали вести семейные торжества. Для каждого клиента писались специальные песни, которые ашуг исполнял один или под аккомпанемент всего цеха. Из быта горожан старая традиция, разумеется, давно ушла: не модно. Вот Дживани и подтрунивал слегка над всеми своими товарищами — как ж вы Армению-то преобразите, если сами живете как европейцы? Не обижайтесь на меня!

Поэты не обижались, напротив, даже продвигали Дживани. Ованес Туманян познакомил его с Валерием Брюсовым, и тот опубликовал «Лиру Дживани»: собрание лучших его песен, которые так бы и растаяли на устах клиентов ашуга,если бы не его оторвавшиеся от традиции товарищи.

Своего сына Гарегина Дживани отправил учиться в Москву. Гарегин Левонян стал крупным советским исследователем-этнографом, а также успел поучиться живописи у самого Коровина.

Портрет сына Дживани, Гарегина Левоняна, работы Мартироса Сарьяна.
Портрет сына Дживани, Гарегина Левоняна, работы Мартироса Сарьяна.


promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic