narine13e

Categories:

Египетские маски и их Сарьян

Мартирос Сарьян известный советский художник,  основатель новой школы армянской живописи. В России он был известен еще до революции, как участник художественных групп «Голубая роза», «Мир искусства» и других. В 1910-1913 годах Сарьян посетил в Египет, откуда привез предметы с раскопок. Какое-то время они оставались в мастерской художника в Ереване, и появлялись на очень многих его картинах. В настоящее время египетская коллекция Сарьяна хранится в Национальной галерее Армении.

Натюрморт и экспонаты музея
Натюрморт и экспонаты музея
Сарьян в Египте, 1910-1913 гг
Сарьян в Египте, 1910-1913 гг

Фиолетовое небо Египта навсегда изменило палитру художника, кстати говоря. Именно после этих путешествий, он обратился к известным нам сочным цветам юга. Любимые Сарьяном маски часто дополняли композиции на его картинах. А на некоторых работах играли не декоративную роль, а самую главную. Как вот тут:

"Египетские маски", 1911, Национальная галерея Армении
"Египетские маски", 1911, Национальная галерея Армении

Желтая маска, как видим, самая любимая. С ней написан автопортрет, который хранится в Москве, в Музее Востока, ее же мы вижим на картине «Моя семья», вместе с супругой и сыновьями художника. Так вот, портрет Сарьяна, между этими двумя работами откровенный диалог, не находите?

Автопортрет с маской, 1933, Музея Востока, Москва
Автопортрет с маской, 1933, Музея Востока, Москва
"Моя семья" 1929, Третьяковская галерея, Москва
"Моя семья" 1929, Третьяковская галерея, Москва

Сперва был написан портрет жены и детей.  А в 1933 году Сарьян вдруг решил «соединиться» с маской. Наклон головы художника такой же, как на вписанном портрете, но очевидно, что он стал старше.

Художник в своей мастерской в Ереване в 1936
Художник в своей мастерской в Ереване в 1936

Эта фотография сделана в 1936 году. Любимая желтая маска висит на дальней стене. На фотографиях, сделанных Идой Карр в мастерской Сарьяна в 1962 маски уже нигде не видно. Ее или переместили, или уже передали в дар Национальной галерее. 

"Портрет Е.Чаренца", 1923, Государственный литературный музей Армении
"Портрет Е.Чаренца", 1923, Государственный литературный музей Армении

Еще одна маска, красная, на портрете поэта Егише Чаренца. Пожалуй, это самая известная работа Сарьяна с маской. И, наконец, «Большой восточный натюрморт» 1915 года. Ее недавно отреставрировал в Москве, в Центре Грабаря Андрей Гаврилин: вот тут интересные подробности.

"Большой восточный натюрморт", 1915, Музей Мартироса Сарьяна, Ереван
"Большой восточный натюрморт", 1915, Музей Мартироса Сарьяна, Ереван

Конечно, тут очень не хватает фотографии витрин музея, где маски выставлены то в одном зале с холстами Сарьяна, то на фоне каких-нибудь других картин. Так скажем, в зависимости от того, как решит смотритель в новом сезоне. Но такой фотографии у меня нет, сниму в следующий раз.

Фото отсюда и с сайта Национальной галереи Армении

promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic