narine13e

Categories:

Религия в "Ранах"

«Раны Армении» (1841) — первое прозаическое произведение, написанное и опубликованное на светском армянском языке. До «Ран» языком печати был грабар — тяжелый и очень сложный церковноармянский. Автор — Хачатур Абовян, реформатор армянской литературы и педагогической системы. Основная часть написанного Абовяном — педагогические труды и учебные пособия. «Раны Армении» содержат уникальный этнографический материал. В романе подробно описан уклад армянской деревни,  образы персонажей, настроения, царящие в самых разных слоях общества. А сегодня нас интересует религиозный фактор.

Казалось бы, самое очевидное и обсуждаемое в романе конфликт между двумя крупными религиями. Но мы его разбирать не будем, так как это делали сто поколений филологов до нас. Мы о другом. Об Агаси, главном герое. Впрочем, что уж говорить? Пусть все скажет Абовян.

"Клятва Агаси", Григор Ханджян 1958
"Клятва Агаси", Григор Ханджян 1958

Бедный парень, вырос на селе, в церковь почти никогда не ходил, молитв не слыхал, жил себе на здоровье в лугах да в горах. Один раз на пасху да раз на рождество он, правда, — да ослепнет сатана! — слушал колокол и обедню — но какой с этого прок? Ни сердце, ни душа его на это не отзывались. Для него, что церковная служба, что волчья свадьба — все было равно. Ни слов он не разумел, ни значения молитв, а когда клал земные поклоны или стоял на коленях, так спина болела и ноги тоже. Подожмет если под себя ноги, сядет — устает, а на ногах стоять — никакого терпенья не хватает. Нередко поневоле выходил на церковный двор, садился там на плиту надгробную, высыпался всласть и шел обратно в церковь.

"Барекендан", иллюстрация Григора Ханджяна к "Ранам Армении" 1958
"Барекендан", иллюстрация Григора Ханджяна к "Ранам Армении" 1958

А то иной раз придет, когда все уж кончено, возглашают уж «Будьте благословенны!» Так ничего: раза два перекрестится, приложится к церковной двери — и домой.

Ну, а мы разве не то же самое делаем? Чего же удивляться неотесанному мужику или смеяться над ним? Ведь и попы-то сами в ином месте черного от белого едва отличают.

Бывало, при чтении евангелия поп тысячу раз очки поправит, а то на дьячка либо на пономаря сердится; аналой к самой груди придвигает; или же потеряет в книге главу или страницу и возьмет в руку свечечку, или же бьет псаломщика по голове, чтоб тот свечу прямо держал.

А частенько к тому же попадалось, откуда ни возьмись, какое-нибудь словцо такое плохое, неудобоваримое, затруднительное, наимудреннейшее, что сам черт ногу сломит! Оттого ли что поп больно уж нагибался или свечу чересчур близко держал, — книга нередко загоралась, а то и борода.

promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic