narine13e Golden Entry

Categories:

Ася, сестра Муси

Ко Дню рождения Анастасии Ивановны Цветаевой. Все семидесятые и восьмидесятые годы младшая из сестер была живым символом той самой России, по которой скучали, которой грезили,и до которой никак не могли дотянуться. Она прожила долгую, невероятно насыщенную жизнь, полную скорбей и радостей. Я не смогу рассказать эту жизнь — да вы и наверняка читали ее «Воспоминания». Мой, скорее всего недостойный, текст — простая дань уважения этой удивительной, стойкой и сильной женщине.


Ася и Муся — домашние имена девочек. В 1921 году она написала «Сказку про девочек-великанов». Великанш звали Вега и Аза, но мы-то знаем, что это были Ася и Муся! Тогда они были еще молоды, полны надежд... Тем летом в Феодосии Анастасия написала много сказок, и вообще писала их много  часто. В Крыму ее вдохновил татарский фольклор, и многие сюжеты были именно оттуда, из культуры караимов.

На фото вверху маленькие Анастасия (слева) и Марина с другом семьи  Александрой Доброхотовой. Александра  Ивановна была дамой прогрессивной, мечтала о переменах. Расстреляна в 1937. Надо отметить, что рано скончавшаяся мать сестер Цветаевых очень переживала, что дети попадут под влияние модных в те годы молодых людей, вдохновлявших юношество «прогрессивными идеями». Сестры наро осиротели. Долгое лечение не помогло. 

После смерти жены отец старался позаботиться о девочках, как мог. Но у Марины было яркое воображение и страсть к экспериментам, а Ася смотрела на нее, как на  своего кумира. Сестры любили эпатажные выходки, розыгрыши и эксперименты,  пробовали табак... словом, все в духе тех лет и подросткового максимализма. Однажды Марине пришла идея выйти с Асей на улицу в старомодных шубах их матери. Видимо, мода изменилась сильно, потому что в «Воспоминаниях» Анастасии это описывалась, как невероятный эпатаж.

Годы шли, девочки выросли. Обе Цветаевы очень рано вышли замуж. Марина родила Сергею Эфрону, невероятно красивую дочь Ариадну. У Анастасии родился сын Андрей. Вскоре она развелась с Борисом Трухачевым и вступила в гражданский брак с Маврикием Минцем. Пара жила в Александрове. К ним приезжали Марина с Алей и Борис — проведать сына. Порог в одной из комнат был низкий. Ее заливали водой и устраивали детям катание на «лодке», прямо в комнате. Сейчас там Музей сестер Цветаевых.


Скончался отец, Иван Владимирович Цветаев, основатель музея, известного нам ныне как  ГМИИ имени Пушкина. Иван Владимирович посвятил созданию коллекции всю свою жизнь. После смерти отца, девочек охраняла его тень:  друзья Цветаева помогали с работой, направляли в литературной деятельности, помогали публиковать в журналах, а то и издавать книги. Иногда просто спасали, в самых разных ситуациях.


Слава Марины уже  гремела. Было невероятно, что женщина может так писать — простите меня, феминистки, но это на самом деле удивительно. Впрочем, и среди мужчин едва ли есть равные Марине Цветаевой. И к Анастасии пришло признание, но она всегда признавала первенство сестры — да и как не признать! 

 Вскоре Марина уехала с семьей в Париж.  А Анастасия осталась. Какое-то время ей удавалось выезжать за границу, и даже однажды встретиться с Мариной — в последний раз. 

 В 1933 Анастасию Цветаеву арестовали, обвинили в связях с масонами, розенкрейцерами и бог еще знает с кем. Пастернак и Горький сделали все возможное,чтобы освободить ее. Попытка была успешной, но в 1937 Анастасии уже никто не помог. 10 лет лагерей по обвинению в контрреволюционной деятельности. Муж к тому времени давно скончался, сына тоже арестовали. Они изъяли и уничтожили все ее рукописи, все книги. Даже сказки...

На этом снимке Анастасии Ивановне сорок с небольшим.

В отличие от неистовой Марины, совершенно неприспособленной к быту, и отдававшейся творчеству без остатка, Анастасия была удивительно уравновешена, организована и терпелива. Это и помогло ей выжить.

О смерти Марины она узнала уже в ссылке. Это был тяжелейший удар. Телеграмму прислали сестры Сестры Сергея Эфрона. Потом были долгие поиски могилы, как мы теперь знаем, безуспешные. Но это все потом, а пока нужно было все это выдержать.

В бараках «политические» жили вместе с уголовниками. Однажды некая лихая женщина, гроза всего лагеря, полетела на нее с топором. Анастасия сделала шаг навстречу и наклонив голову произнесла «бей!». Уголовница остановилась как вкопанная, швырнула топор на землю и ушла. 

Десять трудных лет закончились. Но в 1949 — еще ссылка на пять лет, как опасному для общества элементу. 

В Москву она вернулась с «Воспоминаниями». Их первая публикация стала мощной волной, которая накрыла многие умы. Живые сцены десятых, двадцатых, тридцатых, история, рассказанная реальным человеком, такой доступной для общение Анастасией Ивановной. В ее доме часто бывали литераторы, студенты. 

Молодые девочки из газет, с интересом спрашивали ее о дворянском быте. Анастасия Ивановна улыбалась — ее род был из духовенства, ну да объясни разницу юной комсомолке!

Выяснилось, что каким-то чудом, спаслись три ее сказки. Среди ни были и «великанши»! Литературный секретарь Анастасии Ивановны, Станислав Айдинян, упросил ее восстановить остальные сказки по памяти. Часть из них была восстановлена и опубликована в сборнике «О чудеса и чудесном».

Она была живой легендой, к которой все хотели прикоснуться. Говорят, чтобы прожить девяносто лет нужен крепкий характер. Она прожила девяносто восемь. 

Фото с сайта Славянского Культурного центра Павлодара,

promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic