narine13e

Categories:

Александр Ширванзаде, "Из-за чести"


Отличие фильма от пьесы

Пьесу "Из-за чести" Александр Ширванзаде написал в 1905 году. Актуальный сюжет, понятные современнику этические проблемы, поднятые в произведении, сделали пьесу очень популярной: зрители и читатели узнавали в персонажах себя и своих близких. В 1956 году на экраны вышел одноименный фильм. Это было уже совсем другое время, что сильно отразилось на сюжете. Раскрытые Ширванзаде сложные характеры были упрощены, рассказ о прошлом Элисбаровых сильно урезан, на порядок сокращена роль Ерануи Элисбаровой, которая в пьесе являлась ключевой. Так история о жестокой расплате за бесчестные поступки прошлого превратилась в рассказ о несчастной любви и столкновению  светлых идеалистов с неприглядной реальностью. А ведь Ширванзаде, подобно Достоевскому, спрашивал - имеет ли право человек построить нечто прекрасное, если деньги, на которые он это делает, не совсем его? Даже если их законный владелец ни на что не годен?

Сюжет фильма

У нефтяного магната Элисбарова беда - сын его давно умершего партнера, Арташес Отарян узнал, что может овладеть половиной состояния Элисбарова. Когда-то давно Элисбаров и Отарян-старший владели общей продуктовой лавкой. Элисбаров предложил скупить пустынные болотистые земли в качестве вложения денег. Отарян отказывался, но потом согласился. Однажды он тяжело заболел, и ведение дел полностью перешло в руки Элисбарова, который фактически, взял все в свои руки. Отарян перед смертью показал жене бумаги, и велел рассказать все сыну, когда он вырастит. Элисбаров выдавал вдове ежемесячное пособие 25 рублей, оплатил учебу Арташеса в Университете. И вот, Арташес заявляет о своих правах. Элисбаров пытается откупиться от него. У Элисбарова четверо детей. Розалия - веселая и ветреная, тратит большие деньги на шляпки и платья. Сын Сурен - мот и гуляка, играет  в карты. Маргарита - скромная девушка, верящая в идеалы. Ближайший соратник Элисбарова - брат его жены Ерануи Сагател. Много лет он является доверенным лицом Андреаса, который даже закрывает глаза на его воровство.

В Арташеса влюблена младшая дочь Элисбарова, Маргарита. Узнав об этом, отец уговаривает ее взять у любимого бумаги - якобы, в качестве доказательства. Он похищает и сжигает их. Маргарита кончает жизнь самоубийством.

Что не так

В советской интерпретации все кажется простым и ясным - злой богач, его избалованные дети, его жадность, не позволившая расстаться с деньгами, честная, чистая девушка, и юноша, требующий справедливости. Но не так проста пьеса Ширванзаде, как ее экранизация! Каждый персонаж писателя имеет историю, каждый образ многогранен.

Андреас Элисбаров

Главный злодей в исполнении Рачья Нерсесяна. Жестокий, хитрый, артистичный, целеустремленный. Прочитайте его монологи внимательно - узнаете манеру, характерную и для наших современников? Как он изворачивается, придумывает ходы, как он выдает за добродетель свое желание подешевле откупиться? Но отдадим Андреасу Элисбарову должное: он начал свой путь с тяжкого труда, и заработав деньги, сделал все, чтобы его дети жили по-другому.

Сагател

Сагател, правая рука Андреаса, брат его жены. Хитер. По пьесе ворует у Элисбарова, на что Андреас, столь беспощадный к другим, закрывает глаза. Сагател - человек из народа. Он одевается в архалук, постоянно перебирает четки. Сожалеет, что не обучен никакому ремеслу, и считает, что брак его сестры с Элисьаровым - самое благоприятное в его судьбе событие. Эту роль блистательно сыграл Авет Аветисян: образ получился достоверным, многослойным, и даже игра Рачья Нерсесяна не затмила его.

Ерануи Элисбарова

В фильме аристократичная дама, образец скромной, и забитой жизнью армянки, которая не смеет возражать мужу, и говорит, потупив глаза. В пьесе - религиозная фанатичка, постоянно спорит с мужем, часто ругает беспутного сына Сурена, вмешивается в дела. Маргарита ее самая любимая дочь. Ерануи готова дружить с кем угодно против мужа. В фильме его протест печален и очень пассивен.

Тесть Элисбарова


Как призрак отца Гамлета - давно умер, но очень важен. В фильме не упоминается, а в пьесе память о нем играет значимую  роль. Он был священником, воспитал двоих детей в духе добродетели, в стремлении к добру, но не дал им профессии. Сын Сагател и дочь Ерануи не умеют ничего делать. Именно в этом Ширванзаде видит причину постоянного воровства Сагатела, ему ничего не остается кроме как паразитировать на Элисбарове. Ерануи в пьесе часто цитирует Ветхий Завет. Брат обвиняет ее в отсутствии любви к жизни: она будто не видит тех материальных благ, которые создал ее муж, не путешествует, не украшает дом, ее не интересует ничего кроме религии и ненависти к мужу.

Баграт Элисбаров



Старший сын Андреаса. Современный молодой человек. Баграт очень трудолюбив, образован, старается работать на новый лад, чтит закон и долго не верит в виновность отца. Скоро отец отойдет от дел, и его заменит Баграт. Он мечтает построить завод, на котором применит свои собственные изобретения по рационализации.

Розалия Элисбарова

Настоящее имя: Гюлум. Перевела имя на европейский манер, начитавшись романов. Розалия любит красивую жизнь, покупает дорогие наряды. Вычурно и крикливо обставила гостиную в доме. Именно таких героинь советские критики выставляли в отрицательном ключе. У Ширванзаде образ глубже. Розалия образована, любит путешествовать,  у нее много подруг (в отличие от Маргариты), она любит жизнь, ее тревожит судьба отца. 

Сурен Элисбаров

Непутевый сын Андреаса, двадцать три года. Может за ночь потратить 600 рублей на веселую ночь с актрисами и выпивкой. Сурен потерял моральный облик: проиграв в карты он не останавливается ни перед чем, чтобы добыть денег. В фильме персонаж облагорожен, в пьесе фигурирует как отрицательный. Из его револьвера стреляется Маргарита.

Маргарита Элисбарова

Очень скромная девушка-идеалистка. Влюблена в Арташеса Отаряна. Уговаривает отца раскаяться и отдать половину состояния Отаряну, за что Розалия называет ее психопаткой. Верит в лучшее в людях. Не любит балы, по пьесе отказалась от ежемесячных 300 рублей, которые выдавал ей отец: "Зачем мне деньги, если в доме есть все, что мне нужно". В минуты напряжения садится за фортепьяно. Роль исполнила Вардуи Вардересян, до этого неоднократно воплощавшая образ Маргариты на сцене. 

Арташес Отарян

Арташес, ставший в советском фильме положительным героем, в пьесе рассеян, умудряется не заметить страдания влюбленной  в него Розалии, да и к Маргарите относится довольно инфантильно: соглашается оставить у нее бумаги отца, например.  Он укоряет Элисбарова  в жестокости, поскольку тот посоветовал его матери сократить расходы, и заняться шитьем, и не может простить ему такого оскорбления. Элисбаров спрашивает, почему Арташес, имея хорошее образование, занимается частными уроками. Он неустанно ходит в дом Элисбаровых и требует справедливости, но не предпринимает никаких шагов, и не имеет плана действий.

В советское время все было просто: богатые персонажи плохие, бедные - хорошие. Эта простая формула позволяла интерпретировать абсолютно все. 

Так, Баграт Элисбаров, старший сын Андреаса считался расчетливым, бесчеловечным персонажем, хотя при прочтении пьесы становится очевидно, что именно в нем Александр Ширванзаде видел оправдание всему злу, которое принес в этот мир Андреас. Но обо всем подробнее

Что не попало в фильм

Монологи Элисбарова о конфликте

В фильме есть сцена, в которой Сагател и Андреас вспоминают начало делового пути Элисбарова - продуктовую лавку, которой Андреас владел совместно с Отаряном. В фильм не вошло продолжение диалога: Элисбаров рассказывает, что если бы он слушался партнера, то до сих пор торговал бы зеленью. Отарян очень боялся вложений, не хотел покупать земли, которые впоследствии оказались нефтеносными. 

Главный женский персонаж

В фильме это, несомненно, юная Маргарита, чистая и возвышенная. А в пьесе ее мать - Ерануи Элисбарова. Именно она является антогонистом Андреаса, именно она раздувает страсти в Маргарите, одобряя ее бунт, именно ее речи объясняют, что происходит в семье на самом деле. Маргарита в пьесе - единственная из четверых детей Ерануи, которая ее понимает.

Ерануи и Сагател

Глядя на экран, трудно поверить, что Ерануи и Сагател - родные брат и сестра. В фильме об этом упоминается вскользь, но аристократичная Ерануи и очень близкий к народу, грубоватый Сагател не выглядят, как родственники. Опущены их диалоги, которые в пьесе играют очень важную роль. Более того, Ерануи в фильме очень мало, она не ключевой персонаж, как в пьесе, а весьма условный, эпизодический.

Конфликт Баграта и Арташеса

Баграт Элисбаров - наследник огромного состояния отца. Арташес Отарян претендует на половину. В фильме это конфликт сынка богача и честного бедного юноши. В пьесе - Баграт собирается на эти деньги модернизировать завод отца и открыть новые рабочие места. Арташес в лучшем случае обеспечит мать и сестер. Арташес зарабатывает частными уроками, и не делает ничего, чтобы изменить свою жизнь, не учитывает обстоятельств, в которых живет, не учится понимать ситуации. В пьесе Ширванзаде поднимает очень важный вопрос - кому стоит передавать ресурс. Писатель показывает, что жизнь все равно наказывает за нечестно нажитое, но читателю очевидно, что Баграт продуктивен и может послужить на благо человечеству, Арташес же не оставляет такого впечатления, он просто несчастный молодой человек.

Сурен угрожает пистолетом Баграту

В фильме конфликт братьев облагорожен: Баграт упрекает Сурена в том, что он получил оплеуху из-за актрисы и стерпел, Сурен достает пистолет. В пьесе Ерануи жалуется Сагателу, что едва разняла сыновей: Сурен проиграл в карты и наставил дуло к груди Баграта, требуя покрыть его долг.

Образование детей Элисбарова

Андреас - сын цирюльника. Он рос в страшной нищете, а свое состояние заработал трудом и хитростью. В пьесе  и в фильме упоминается  как он грабил и обманывал, а о том, ка кон брался за любую работу - только  в пьесе. Так вот, заработав состояние, Элисбаров дает своим детям самое лучшее образование.Все они знают несколько языков, Баграт увлечен своей профессией инженера, часто размышляет о развитии науки, Розалия читает на французском, демонстрирует знание немецкой литературы - в фильме это подано, как легкомысленное кокетство, монологи Баграта о будущем науки отсутствуют.

Сурен Элисбаров

В фильме это просто избалованный сын состоятельного отца, который, возможно, стал бы достойным членом общества, если бы не деньги. В пьесе - потерявший человеческий облик подонок. В фильме опущены многие сцены и монологи Сурена, он выглядит как правдоруб, несчастный, но честный человек. В пьесе он тоже говорит неприятную правду, но в то же время аморален, никчемен, прожигает большие суммы, угрожает брату пистолетом, вымогает деньги у младшей сестры. Маргарита отказалась от денег, выделяемых ей отцом каждый месяц, и Сурен отправляется просить Розалию, которую до этого жестоко высмеял.

Жадность Элисбарова

В фильме не раскрыто его отношение к деньгам, хотя в пьесе этому уделено очень много внимания. Андреасу жалко тратить средства, как он считает, в пустоту. Он не понимает, зачем нужно отдавать деньги бедным, в случае, если они здоровы, и могут прокормить себя сами. При этом, он не жалел средств на образование для своих детей, на их содержание, он готов дать денег на полезные по его мнению дела, на создание рабочих мест.

Фактор прогресса

В первом акте Сагател отдает распоряжения по телефону, и радуется этому изобретению, которое по его словам, так полезно для торговца. Сам он плохо образован, но восхищается прогрессом. Баграт считает, что инженерия - профессия будущего, он верит, что именно его коллегам предстоит изменить мир. Баграт занят модернизацией производства, вводит документооборот, чем сильно раздражает Сагатела, пресекает воровство, на которое отец закрывал глаза. Сам Элисбаров оплатил образование не только своим детям, но и Арташесу Отаряну, поскольку придает этому важное значение. 

Орли

В пьесе Сурен влюблен в актрису Орлову, за благосклонность которой соревнуется со своим товарищем Абдуловым. В фильме рядом с Суреном часто присутствует юноша в феске, но в монологах имя главного соперника не звучит. Молодые люди тратят на красавицу родительские деньги, стараясь перещеголять друг друга. В фильме фамилия актрисы деликатно сокращена, и звучит как "Орли" -  в те годы в СССР фамилию Орлова носила самая известная в стране актриса, и создатели фильма решили смягчить эту ассоциацию. 

Еще важные детали из пьесы, не вошедшие в фильм




Чета Элисбаровых принадлежит к числу самых состоятельных семей города. Когда-то давно едва вставший на ноги сын цирюльника Андреас женился на красивой, но очень бедной девушке Ерануи. Для нее и для ее брата Сагатела  этот брак был спасением от нищеты - честный и добрый отец, священник не дал им никакого ремесла. Сагател становится помощником свояка. Тридцать лет назад на свои первые отложенные деньги Элисбаров на пару с Отаряном завел продуктовую лавку. Ему пришло в голову сделать вложение: покупать пустынные болотистые земли, которые стоили очень недорого. Вскоре Отарян заболел и умер, а на купленных партнерами землях забила нефть. Элисбаров сказочно разбогател, но тут подрос Арташес, который заявил о своих правах на состояние.  Старший сын  Баграт инженер, мечтает воплотить свои конструкторские проекты в новом заводе, который построит ему отец.


Ширванзаде ставит перед читателем непростую дилемму. По закону Арташес должен получить половину от прибыли с земель, купленных на деньги его отца. Но сможет ли он распорядится состоянием, если он даже не может наладить собственную жизнь? И не было бы справедливо оставить их Баграту, который построит нечто стоящее не только для своей семьи? Но Форутна слепа - семье Элисбаровых предстоит стать несчастной. Еще один важный этический вопрос: Розалия защищает отца, Маргарита - справедливость. Уговаривая отца признаться во всем и отдать Отаряну половину состояния, она совершенно не представляет последствий этого поступка, о чем ей говорит Розалия: "Не думай, что это сделает тебе честь, люди осудят твой поступок, Маргарита".  


Четверо детей Андреаса и Ерануи и четыре вариации судеб первого поколения, родившегося в богатстве. Мать не может научить дочерей обращаться с деньгами, получать удовольствие и не увлекаться, и получает жадную Розалию и аскетичную Маргариту. Сурену всего двадцать три года, а он уже успел деградировать, и его не спасло даже образование. Над трудолюбивым и разумным Багратом нависло проклятие преступлений, совершенных отцом: очевидно, что после смерти Маргариты вся эта история станет достоянием общественности.

promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic