narine13e

Category:

Новый "Хаос" новой Армении

В Ереване сняли современную версию культовой повести Александра Ширванзаде «Хаос» 1898 г. Действие романа перенесено из Баку 1890-х в Ереван десятых годов ХХI века.



«Маркос Алимян скончался, с чем нас всех и поздравляю!» 

Почему культовое: «Хаос» написан сто лет назад, а читается на одном дыхании, потому что точно описывает всю жутковатую правду о людях. 

Писатель сделал это так мастерски, что и спустя сто лет роман читается на одном дыхании.  Вообще, вся армянская литература конца XIX века обрела в наши дни новую актуальность. Общество в Армении разделено на очень богатых и очень бедных, и сегодня мы сами проживаем ситуации, знакомые нашим прапрадедам. Именно поэтому начиная с середины нулевых в Армении сняли несколько коммерческих экранизаций известных романов этого же периода: «Убитая голубка» Нар Доса, «Артист» Ширванзаде, «Дневники Крестокрада» Раффи и даже сказки «Анаит» Газароса Агаяна. «Хаос» хоть и вышел уже в пост-бархатной Армении, хоть и задуман был раньше. 


Сцена на похоронах из фильма 1973 года.


В основу сюжета легли реальные события, свидетелем которых Александр Ширванзаде стал в восьмидесятые годы XIX столетия. Они легли в основу двух его произведений: повести «Хаос» и пьесы «Из-за чести».


В целом о сериале

Нужно понимать, что нынешний «Хаос» — сериал, и сериал коммерческий. Снят он по всем законам жанра: очень много диалогов, очень много фарфора, бронзы и мрамора в кадре, типовые планы.

И все-таки это не просто сериал, а экранизация  Ширванзаде, и уже только этим достойно внимания. Потому что Ширванзаде — это о нас с вами. А сериал «Хаос» — о нас с вами сегодня. Тем более, что сценарий написан очень хорошо, с большой любовью как к источнику, так и к родному городу и его далеко не идеальным, но таким живым персонажам. 

В армянской повести самая важная фигура: мать семейства. Шакэ Тухманян отметила в одном из интервью, что ей было очень интересно работать над ролью, при том что сценарист Анна Агасарян сделала персонаж менее скорбным, чем у Ширванзаде и более волевым. Именно по ней видно, как изменились женщины за сто лет.

В первых сериях молодые артисты, исполняющие главные роли, несколько проигрывают старой гвардии. Не только исполнителям четы Алимянов Рафаэлу Котанджяну и Шакэ Тухманян, но и второстепенным персонажам, сыгранным взрослыми артистами. Интересно наблюдать, как постепенно их скованность проходит, и они лучше вживаются в роли с каждой новой серией.

Что нового

Смбата Алимяна, сыграл известный комик Мкртич Арзуманян. Артист без малого двадцать лет был лицом индустрии армянского юмора — в дуэте с Айком Марутяном. Но после Бархатной революции Марутян стал мэром Еревана, а Арзуманян исполнил первую в своей жизнь драматическую роль. Объединяет артистов одно — похоже они оба переросли свои юношеские псевдонимы Айко и Мко.

Хорен Левонян впервые в роли отрицательного персонажа, главного злодея Исаака Марутханяна, зятя Алимянов. 

Еще один дебют — Анна Егоян, известная как автор инстаграм-канала и ряда проектов, посвященных поэзии. Анна сыграла Шушаник, и похоже в армянском кино появилась новая первая красавица.

Лучшая любовная пара

Микаэл и Ануш самая живая пара. Сос Каренович Джанибекян прекрасен в роли героя-любовника, что неудивительно, и есть в кого. А Эмму Манукян можно назвать лучшей молодой актрисой в проекте.  Ее Ануш живая женщина из плоти и крови, очень характерная и без перегибов.

Сравним с папой в фильме 1973 года. В любовных сценах КаренаДжанибекяна  снимали не с такой старательностью, как в сценах о мужских интригах, поэтому я выбрала эпизод, где он беседует с Смбатом — Сосом Саркияном — о наследстве.

Особенности адаптации

Антонина Ивановна стала Ниной. Против брака с ней родители возражали, поскольку она старше Смбата на пять лет и разрушила ради него свою семью, а вовсе не потому, что она не армянка. 

Забавно, что и в книге и в сериале, жизнь Микаэла проходит в КЛУБЕ и в обоих случаях это органично эпохе. Девиц варьете органично заменяют красивые девушки, о которых целомудренно предполагается, что они стриптизерши. Целомудренно, потому что мы не видим их у шеста, а только в гримерной за сплетнями. Вообще болтовня горожан прекрасна: все, как в жизни.

Марк Алимян — бакинец. В восьмидесятые, когда ничего не предвещало, отказался переехать в Ереван. В сериале сохранен главный символ этого персонажа, старые трехи, в которых он когда-то пришел из деревни в Баку чтобы стать миллионером. Он завещает положить в гроб этот символ своих первых шагов к успеху, но о старом сундуке в углу темного подвала ближние забыли — лишь город постоянно сплетничает о том, что Алимян хранит в нем слитки золота и пару старых кожаных трех. Вот и в сценарии — действие из Баку перенесено в Ереван,  вместо экипажей — автомобили, вместо газет — фейсбук. И только старые трехи Алимяна остались неизменны. И пожалуй, незаменимы.

promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic