narine13e

Categories:

Быт горожан XIX

Армяне прошлого предстают в нашем воображении одетыми в крестьянскую одежду, за пряжей или пахотой, танцующих кочари или собирающих виноград. Но не все армяне жили в деревне. Наши представления о жизни горожан практически стерты в наши дни. И о жизни бедноты, ни о жизни состоятельных армян мы не имеем представления. Заглянем же в прошлое с сокровищами Национальной галереи Армении.

Вардгес Суренянц, 1893
Вардгес Суренянц, 1893

Большинство портретов, хранящихся в картинной галерее, попали в коллекцию из особняков состоятельных горожан. Часть из них прибыла из Москвы, часть из Ростова-на-Дону и Тбилиси, большинство же из национализированных частных домов Еревана. После советизации имущество «бывших буржуев» раздавалось бедноте, а семейные портреты отправлялись в музей. Некоторые семьи приносили портреты своих близких сами, понимая, что музей обеспечит им сохранность. Видимо, именно так сюда попали портреты четы Чибухчянов, Марии Ивановны и Павла Петровича, запечатленные Амаяком Арцатпаняном.

Амаяк Арцатпанян, Доктор Павел Петрович Чибухчян 1909
Амаяк Арцатпанян, Доктор Павел Петрович Чибухчян 1909
Амаяк Арцатпанян Мария Ивановна Чибухчян
Амаяк Арцатпанян Мария Ивановна Чибухчян


Мы видим даму в европейском платье и с модной прической: обратите внимание, она без тараза. Дамы просвещенные весьма гордились такой маркой глобализации тех лет. Профессия врача была почетной, уважаемой и прибыльной: не каждый мог позволить себе заказать портрет. А вот пациенты доктора не всегда полностью полагались на его здания. На картине «У больного ребенка» мать читает свиток с молитвой над спящим малышом.

Амаяк Арцатпанян "У постели больного ребенка"
Амаяк Арцатпанян "У постели больного ребенка"

А вот на картине Суренянца (самая первая иллюстрация) дама не просто обеспеченная, а по-настоящему богатая. История не сохранила ее имени, в каталоге галереи картина записана как «Женский портрет». О состоятельности героини Вардгеса Суренянца мы можем судить по ее украшениям и платью, а также по предметам интерьера.

Амаяк Арцатпанян "За фортепиано"
Амаяк Арцатпанян "За фортепиано"

У армян всегда очень ценилось образование, в том числе и женское. Конечно, женщина должна была заниматься воспитанием детей, но считалось, что образованная мама сможет сделать это лучше. На картине Амаяка Арцатпаняна

 «За фортепиано» мы видим молодую женщину, перед инструментом. В маленькое пространство полотна вписано множество деталей. Покрытые обоями стены, фрагмент позолоченной рамы, скульптуру и мандолина.

Амаяк Арцатпанян "У гадалки"
Амаяк Арцатпанян "У гадалки"

Впрочем, досуг у горожанок был не всегда таким. На картине Арцатпаняна «У гадалки» состоятельные молодые женщины пришли на прием к ворожее. Что привело их – любопытство или нерешаемые проблемы? Трудно сказать. Гадалка вся одета в черное – видимо, рассказы о будущем клиентов способ выжить после смерти мужа.

Но какой же город без дам, изгнанных из общества по той самой известно причине? Сто лет назад именно они позировали художникам — больше было просто некому. Вот два портрета работы Степана Агаджаняна. Сохранились даже имена — Дехцаник и Маруся.

Степан Агаджанян, Дехцаник
Степан Агаджанян, Дехцаник
Степан Агаджанян Маруся
Степан Агаджанян Маруся


Амаяк Арцатпанян, "Невеста"
Амаяк Арцатпанян, "Невеста"

А вот эскиз картины «Невеста». К сожалению, местонахождение самой картины неизвестно, как и то, была ли она вообще написана. Мы видим группу девушек, одевающих невесту, которая оплакивает расставание с родительским домом. Все одеты и причесаны по моде, в комнате современный интерьер и даже венские стулья, которые не все могли себе позволить. Все современно и актуально – на момент написания картины. И лишь девушка плачет, совсем как многие поколения до нее.

Амаяк Арцатпанян, "У храма" 1909
Амаяк Арцатпанян, "У храма" 1909

Впрочем, не всегда состоятельные люди одевались по моде. Многие далеко не бедные женщины носили тараз. Дольше всего тараз носили в Тифлисе. На картине Арцатпаняна «У храма» мы видим одну из богатых дам, которая раздает милостыню нищим на выходе из храма.

Амаяк Акопян, "Девочка с кувшином" 1895
Амаяк Акопян, "Девочка с кувшином" 1895

Но в городе живут не только богачи. Вот, девочка с кувшином. Кто она, прислуга, или просто идет за водой? Впрочем, теплая накидка на ней, скорее всего, с барского плеча, да и кувшин медный, недешевый. Возможно, она работает на кухне, помогает повару, а возможно и молит кофе вот в такой кофемолке, как на картине Закара Закаряна. А может, она ходила за продуктами, например, в пекарню.

Закар Закарян "Натюрморт с кофемолкой" 1890
Закар Закарян "Натюрморт с кофемолкой" 1890
Амаяк Акопян "У пекаря" 1900
Амаяк Акопян "У пекаря" 1900
Амаяк Акопян "Чайхана в Тбилиси" 1890
Амаяк Акопян "Чайхана в Тбилиси" 1890
Амаяк Акопян "Задремал" 1890
Амаяк Акопян "Задремал" 1890

У бедных в те годы были свои развлечения, и одно из них – питейные заведения. Вот, например, сцена с кальянами, или портрет одинокого посетителя, задремавшего за рюмкой. Возможно, его усыпил старый волынщик, подавшийся в город на заработки.

Амаяк Акопян, "Волынщик"
Амаяк Акопян, "Волынщик"

 Он очень беден, одет во что попало. Наберет немного денег, и вернется в родное село – пока на пастбищах лежит снег вполне можно попробовать счастья в городе.

Амаяк Акопян "Портрет отца художника"
Амаяк Акопян "Портрет отца художника"
Амаяк Акопян "Сестра художника" за чтением
Амаяк Акопян "Сестра художника" за чтением

Особенно интересны полотна, которые художники писали для себя, тренируя кисть на ближних. С помощью таких картин мы видим, как жили люди среднего достатка. Вот, портреты отца и сестры художника Акопяна. По ним мы можем составить представление об интерьере и о роде занятий этих людей.

Вардгес Суренянц "Поклонение"
Вардгес Суренянц "Поклонение"

Особая тема – религия. Вот, знаменитая картина Вардгеса Суренянца «Поклонение», на которой молодая девушка целует распятия на стене храма. На девушке дорогая одежда, а волосы распущены и не прикрыты платком. Во те времена это было тревожным знаком. К тому же, она не зашла внутрь, а вокруг нее колючие кустарник. Скорее всего, она переживает большое горе и просит помощи у бога, не желая разделять его с людьми.

Амаяк Арцатпанян "Паломники" 1912
Амаяк Арцатпанян "Паломники" 1912

Совсем другую картину мы видим на картине «Паломники». Здесь большое семейство отправилось к святыням. Молодые матери заняты своими детьми, женщины раскладывают еду, всех развлекает группа музыкантов. 

Амаяк Арцатпанян "Поджег армянской деревни"
Амаяк Арцатпанян "Поджег армянской деревни"

А вот картина 1915 года - поджег армянской деревни. Женщины уходят с детьми, оглядываясь на свои полыхающие дома. Кого они оставили? Что ждет их впереди?

Вардгес Суренянц рисунок сделан в лагере беженцев в Эчмиадзине 1915
Вардгес Суренянц рисунок сделан в лагере беженцев в Эчмиадзине 1915

А что вы скажете об этих девочках с рисунка Суренянца? Маленькие крестьянки с письмом – от кого оно? Эти девочки беженки из Мокка. Художник зарисовывал жителей в лагере перемещенных лиц. Все эти люди жили в одно время, в конце XIX века или начале XX. Их жизнь была такой разной. И мы бы ничего о них не знали, если бы не художники. Девочки из Мокка держат в руках письмо. Хочется верить, что в нем добрые вести.

promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic