narine13e

Categories:

О скрепном скандале в Армении

Фантастическая фотография Нарека Алексаняна
Фантастическая фотография Нарека Алексаняна

То не тучи грозовые разверзались! То не Ной на ковчег собирается! То отважные охранители против гомиков ополчаются! Ополчаются против гомиков, Мировой Закулисы каверзной, ополчаются за Традицию, рептилоидам с их Конвенцией не дадут погулять в Армении!

Только что это? Только как это? Где же гомики и Конвенция? Восемь девочек, детский утренник. И аншлаг на спектакль слабенький.
В Ереване попытка срыва концептуального спектакля привела к аншлагу и настоящей славе творческой группы. Этот случай в очередной раз вскрыл две беды армянской культуры. Первая — невежество, и тут все ясно. Вторая — нежелание видеть зрителя. Но обо всем по порядку.

Что случилось в Ереване? Группа «охранителей традиций наших прадедов» разрекламировала на всю Армению спектакль Лаборатории Современной Хореографии. А ведь могли бы разрекламировать что-нибудь другое. Выставку Габриэла Гюрджана, которая проходит в музее Джиотто. Гастроли Вартана Петросяна с его чудесным спектаклем. В конце концов фестиваль ReAnumania, на который в Ереване слетелись мультипликаторы со всего мира. Но нет. Зачем ходить на нормальные выставки? Зачем читать нормальные книги? Вместо этого можно позировать перед камерами и говорить какую безумную угрозу нашей культуре составляют восемь девчонок с неотработанным, как следует, спектаклем. Так вы ж охранители! Вы б хотя бы любили то, что охраняете! 

Спектакль huZANQ uZANG...

...о котором мы бы ничего не узнали, если бы не протестующие. И спасибо Лаборатории КоКо (от Contemporary Choreography) за знакомство с девочками. Несмотря на то, что спектакль откровенно слабый, его создатели показали, что о действительно обращаются к истории своей культуры — в отличие от небритых дядь, которые пришли ее якобы насаждать. 

Весь текст, который выкрикивают акционистки, состоит из стихов трех армянских поэтов: Кара Дарвиша , Геворга Абова и Азата Вштуни. 

Теперь внимание: кто из моих армянских читателей слышал эти имена, не говоря уже о знакомстве с творчеством? А девочки знают армянских футуристов двадцатых годов. Прочитали. Поставили спектакль. Вопрос — кто больше печется о культуре, о нашей национальной памяти? Да, девочки из КоКо Лаб, а никак не охранители, которые едва ли отличат Ширванзаде от Раффи. Впрочем, как и Толстого от Достоевского, да и Шекспира от его ближайшего собрата Мекспира тоже вряд ли.

Я уверена, что если спектакль доработать, то он может стать легендой. Но только не в теперешнем его виде.  Выкрикивать хорошие стихи намеренно забытых поэтов  недостаточно. Нужно выкрикивать так, чтобы зритель разобрал слова и начал их повторять про себя. 

Место для спектакля выбрано идеально — похожий на средневековый замок фонтан в «колодце» работы Джима Торосяна очень эффектен, лучше любой сцены. Тут есть даже «балкон», можно смотреть сверху. Можно придумывать и обыгрывать новые формы бесконечно, а не просто ползать по лепесткам фонтана— хотя это было неплохо, но слишком мало для такой сцены, слишком блекло.

Но у девочек все впереди и все у них получится, потому что они копают, развиваются, что-от создают, а не разрушают. Теперь о стихийных рекламных агентах КоКо Лаб — охранителях.

Мужчина, который попытался сорвать спектакль. Задержали, потому что вел себя агрессивно. Фото Нарека Алексаняна
Мужчина, который попытался сорвать спектакль. Задержали, потому что вел себя агрессивно. Фото Нарека Алексаняна

Вы — против наших церковных, семейных и культурных ценностей

Ребята, если вы за наши ценности, то вы - молодцы и я за вас. Но когда вы в последний раз был в Национальной галерее? Когда вы в последний раз были на спектакле в театре Сундукяна? Хорошо, если все это дороговато — назовите трех армянских художников — можно вместе с Сарьяном и Минасом. Какая ваша любимая армянская книга? Вы охраняете и религиозные ценности? Ок, когда вы постились в последний раз? Ну ладно, назовите хотя бы четырех армянских святых — можно вместе с Рипсиме, Гаяне и Григором Просветителем.

Когда вы перестанете болтать и начнете что-то делать? Хотя бы и такое ученическое, как huZANQ uZANG. Но эти девочки наверняка через пять-шесть лет создадут что-то ценное. Потому что они хотят быть современным, но при этом обращаются к собственным корням, к армянским поэтам. А вы не создаете ничего. Только протестуете. На Гюрджяна сходите, что ли, выставка до 13 ноября.

Вид на фонтан сверху - автор фото Нарек Алексанян
Вид на фонтан сверху - автор фото Нарек Алексанян

Время мэмов

Мы живем во времена, когда страсти-мордасти возгораются от волшебных слов. Вот, зритель видит, как солидного, крепкого вида парни, выговаривают девушкам с разноцветными волосами за Все Святое и Правильное. Святое и Правильное обижают? АААААААААА!

Выговаривает на хорошем армянском языке, говорит вежливо о том, что девчонки хотят разрушить армянские традиции. Хотят разрушить традиции? ААААААААААААААААААААААА!
Ему отвечают, что спектакль на стихи Вштуни. И что? А то, что он имени такого не знает. Впервые слышит. 

И люди которые принимают ту или иную сторону в этом конфликте идут за Образами, за Символами, нисколько не углубляясь в суть. 

Ивот так, во всем. И везде, не только в Армении. Результат? Я подписалась на страницу КоКо Лаб. Буду наблюдать, за их ростом. Спасибо охранителям за рекламу, я очень рада, что молодежь в Ереване интересуется футуристами двадцатых. 

Хотела еще про Стамбульскую Конвенцию написать, но давайте в другой раз. 

Благодарю Нарека Алексаняна за фотографии. Больше снимков на его странице в ФБ. 

promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic