narine13e

Category:

Крестьяне vs сброд

Беседовали недавно о Харите Игнатьевне из «Бесприданницы» 1936 года. Один комментарий заставил меня задуматься. sedov_05 написал: «вчерашняя деревенщина без малейших понятий о морали». Очень долго я думала над этими словами. А вот в самом деле, что может быть не так с происхождением старушки Хариты?

А чё сразу крестьяне?


Мы на автомате считаем крестьянскую низовой. Но так ли это? Конечно, крестьянин крестьянину рознь, но мы сейчас говорим о крестьянах высокого образца. Как жили  эти люди? Они чистоплотны, организованы, уважительно относятся к Жизни и Смерти. Вот здесь этому посвящен отдельный пост. Да, их все меньше и меньше. Многие переехали в города. Это те самые, о которых потомственные горожане вздыхали, что вот, они легко всего добиваются, понаехали. Они раздражают своей расчетливостью, приземленностью. Горожане сперва вздыхают, мол, зато они не отличат Бабеля от Бебеля! И понимают, что если НАДО, то прекрасно начнет отличать.  Но крестьянин приземлен — и это «надо» возникает не так часто. 

Крестьянин — бывший или нет — поддерживает родственные связи, выстраивает свой быт, рассчитывает доходы. Может ли Харита Игнатьевна быть бывшей крестьянкой? Конечно же, может. Но ровно с той же вероятностью, как и дворянкой, купчихой - кем угодно. То есть, она может быть ПОТОМКОМ кого угодно. Сама же по поведению — внеклассовое существо. Вне кастовое. Она вне общества на самом деле. И компания, которая у нее гостит прекрасно это знает.

Образ Хариты Игнатьевны — как образец бл* старой формации

Если коротко — она ведет себя как постаревшая проститутка. Прям ретро-автор книжек про стерв — помните, да? Она знает как выманить брошечку, она в курсе. что девичий танец — эротичен в глазах мужчины и заставляет Ларису танцевать.  Она в курсе, как это все работает. Приличная дама могла всю жизнь считать, что танец — это просто танец. А эта знает.

Дамы полусвета в патриархальном — да и в современном обществе — жили как бы немного за гранью. Но это тема отдельного разговора. Вернемся в Харите и ее происхождению. Скорее всего она не прям дворянка-дворянка, а  чья-то внебрачная дочь. Например, мать прислуга, отец хозяин. Манерам обучили, а приданного не дали, крутилась, как могла. Возможно, она чистая дворянка из обедневшей семьи. Возможно, сирота, воспитанная из милости, а потом вынужденная решать свои проблемы сама. По крайней мере, для женщины, выросшей в благополучной семье она слишком в курсе профессиональных приемчиков. Это в наши дни можно при желании обо всем на свете прочитать и даже на ютубе посмотреть. А в те времена манера поведения дам полусвета была, как правило, неведома обычным женщинам, и обнаружить такие познания было крайне неприлично. 

Она привыкла к быстрым большим деньгам. Именно поэтому ходит по головам, в том числе и собственной дочери. Чувства пройдут, а содержание купца останется.

А с виду такая приличная женщина! Была

Вернемся к крестьянам. Конечно, Шескпиров они не читали. Но культурными людьми, безусловно были. Просто их культура — аграрная, уходит и уходит в прошлое, прямо на наших глазах. Культура — это система отношения к вопросам жизни и смерти. А Харита Игнатьевна — тетка за гранью культуры. Потому что никакой системы отношения к жизни и смерти у нее нет: дочь это не жизнь, которую она породила, а источник дохода. Деньги надо урвать быстро, пока есть возможность. Что делать завтра, когда поблекнет красота? Ведь не наследство же ей отпишет купец. И не женится никогда. А плевать — Хариты к тому времени уже не будет в живых. Она — тот самый сброд, человек, изгнанный из общества, но умеющий подражать ему. Не на вокзале побирается, живет внешне как все. А на самом деле ни в один приличный дом ее бы не пригласили. Ведь не случайно Ларисе Вася показывает непристойные картинки — он считает, что у девушки в жизни только один путь.

Конечно, речь идет о Харите из фильма 1936 года — в «Жестоком романсе» мы видим советскую интеллигентку, которая просто странная. Не понятно, почему она впускает в дом Паратова, не понятно, почему отпускает с ним Ларису. Советские люди вообще жили так, как будто они - ангелы и живут в мире без секса, страсти и смерти. 

promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic