narine13e

Categories:

Недоброе от Туманяна

Егише Тадевосян, эскиз к портрету Ованнеса Туманяна, Национальная галерея Армении
Егише Тадевосян, эскиз к портрету Ованнеса Туманяна, Национальная галерея Армении



В День рождения великого общественного деятеля, писателя Ованеса Туманяна, хочется сказать о нем не как о сказочнике, не как о поэте. Давайте сегодня вспомним, что Ованес Туманян прежде всего публицист: острый, беспощадный публицист, имевший смелось говорить все, о чем остальные молчали.

Туманян родился в 1869 году в селе Дсех. Долгие советские годы это обстоятельство использовалось для пролетаризации образа писателя, мол, Туманян из своих, из крестьян, из простого народа. И хотя родители Туманяна оба родились и выросли в селе Дсех, и воспитывались как все крестьянские дети на природе и приученные к обычным для селян занятиям, происхождение их было непростым.  О том, что Дсех и его округа, фактически, принадлежали роду  Туманянов в те годы умалчивалось: в СССР считалось, что хороший человек – бедный человек. В 1899 году тридцатилетний Туманян объединил вокруг себя лучших армянских литераторов, а затем и художников, ученых, музыкантов в клуб «Вернатун», который в течение десяти лет задал вектор, по которому армянская культура на родине и в Спюрке развивается по сей день.

В те годы издавалось неимоверное количество газет, а армянские газеты издавались в каждом городе, где была община. В одном лишь Тифлисе их было больше ста. Газеты и журналы осуществляли ту же функцию, что и социальные сети в наши дни: давали возможность выразить частное мнение. На страницах газет люди выражали свое отношение к важным событиям и даже вели публичные переписки, за которыми следило все общество. 

Сегодня мы приведем цитаты из таких вот писем Туманяна в редакции по разным поводам.

1898 год, из статьи «Талант и тугодумы»:

«Бедный и не очень образованный молодой человек лет 19-20 по имени Карапет Галфарян попадает из Турецкой Армении в Тифлис. В сердце этого юноши была так сильна любовь к сцене, что будучи нищим и одиноким он сумел, стуча во все двери добиться того, что в один прекрасный день отправился в Париж изучать сценическое искусство. Что же в этом предосудительного? Ничего. Есть люди, которым он нравится, очень нравится, они связывают с ним большие надежды.

Что же в этом ругательного а адрес армянской нации ли армянских артистов? Но газета «Мшак» машет своей знаменитой секирой, армянские артисты жалуются и негодуют во имя сцены, мол, почему послали, стыд, позор и так далее. Проходят месяцы. Известный французский артист Муне Сьюли посылает одному из армянских обществ свидетельство о том, что Галфарян обладает прекрасными способностями трагического артиста. К свидетельству прикладывается предложение о стипендии для неимущего артиста. В стипендии отказывают, а опубликованной в армянской газете свидетельство подвергается насмешкам и сомнениям со стороны армян».

1899, из статьи «Памяти Хачатура Абовяна»

«В наши дни из деревень в город бегут молодые люди, желающие получить образование, выйти в люди. В то же время юноши из городов, преодолевая множество трудностей едут учиться в европейские университеты, и помня всегда о несчастной своей стране день и ночь трудятся для того, чтобы послужить своей родине. И один за другим возвращаются они на родину, обогащая ее новыми моральными и хозяйственно-бытовыми представлениями и умениями».

1907 год, из статьи «Мы не искренни»

«В обществе каждый играет какую-нибудь роль. Один представляется всем и каждому как угнетенный и непонятый идеолог, другой играет великого героя, третий мнит себя оратором, еще один – меценатом, пятый – писателем, а вот шестой уже представляется жертвой, а седьмой приходит как судья, обвиняет всех и требует от каждого ответа. Они ничего не любят, а только притворяются. Как артист имеет роль, которую постоянно исполняет, так и они имеют каждый своей крест, который несут».

1910 год, из статьи «Несколько советов нашей провинциальной прессе»

«Вам предстоит жить и работать среди народа, для народа, и говорить в будете тоже с народом. Очень важно на каком языке вы будете говорить с ним. Сейчас вы говорите на литературном языке, на котором говорят ваши старшие сестры в Тифлисе. Но знайте, что это всего лишь – скудный, сухой и безвкусный набор слов, бесформенный и мертвый. Не обманывайтесь его мещанской благопристойностью и стройностью, не пренебрегайте живыми диалектами провинций, из которых вы сами и вышли. Каждое из этих наречий обладает большей силой и живостью, чем наш литературный язык».

1910 из статьи «Я свободен»

«Все новые и новые случаи напоминают о том, что в нас еще живо дикое представление о том, что в наших школах попечитель – ага, царь и бог, а учитель – никто. Ага, да еще какой ага – грубый и бесчеловечный, который может в любой момент отпустить своего слугу, да еще и без объяснений. Подобные новости постоянно приходят как из сел, провинций, ремесленных училищ, попечители которых невежественные крестьяне, так и из городов, из средних школ, попечители которых украшают себя интеллектом и передовыми титулами». 

1910 из статьи «Душа армянина»

«Есть личности, которые примечательны лишь тем, что занимают высокую должность. Отберите у него пост и увидите полное ничтожество. А есть люди, которые без всякой власти, даже претерпевая невзгоды и гонения всегда примечательны своим независимым видом, силой и талантом. Такова и судьба народов. История помнит нации, которые правили, были примечательны, пока имели независимую политическую власть, силу оружия и физическую мощь. Но стоило им потерять политическую независимость, ка кони растворялись в других народах без следа. А есть народы, которые сумели сохранить себя, даже невзирая на утрату политической независимости и подвергаясь гонениям много веков подряд».

promo narine13e октябрь 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic