Categories:

О тяге к народной культуре в семидесятые

Будем честны, первое что начал делать Советский Союз — выжигать народную культуру. Людей учили по-новому есть, мыть руки, одеваться. Это происходило абсолютно везде, куда только ступала нога пропагандистов. 

В советских фильмах высмеивали обычай хранить сарафаны бабушек в старых сундуках, юным студентам из сел, которых стало очень много, прививали новые манеры речи, везде висели агит-листки с рисунками, призывавшими к новой эстетике. Очень хорошо это видно в мультфильме «Новый дом» 1964 года.

И вдруг грянули семидесятые. Начался невиданный откат к народной культуре. Пожалуй, это был единственный случай, когда мода пронзила сразу все слои обществе: юноши и девушки из приличных семей стали все чаще поступать на этнографический факультет. По телевизору непрерывно крутили различные ансамбли имени песни и пляски. И даже «несознательные» модники, герои несмешных карикатур из «Крокодила» принялись разъезжать по деревням, выкупая у крестьян самовары и подносы. 

Что послужило причиной? Ну во-первых, с небольшим опозданием дошедшее по СССР  движение хиппи. А во-вторых естественные причины: великий технологический эксперимент, начатые пятьдесят лет назад уже показал свои пределы.  

Пахомовы достают для своей дочери кручину на лицо — Чо? — Кручину на лицо. Это сейчас такое самое модное в Париже выражение лица. Уйди, идолище поганое! И привези мне рожно!

— Отрываемси мы, отрываемси, лопухом для сангигиены пренебрегаем!

Сегодня мы нечасто вспоминаем, что в самом начале советского пути у людей срывало крышу от ожиданий. Дело ведь было не только в победе  над голодом, высокой детской смертностью и другими изъянами старого мира. Люди ожидали большего: победы науки над смертью, например.
Нам теперь трудно понять, какое впечатление производил в те годы ДнепроГэс, как радовались люди электричеству. О, вот разве только мы, армянские блокадники можем: когда в девяностые нам перекрыли топливо мы три года жили при свете керосиновых ламп. Это вонь, риск пожара и очень слабое освещение.  

"Песняры" - один из очень многочисленных советских ансамблей с этническим элементом
"Песняры" - один из очень многочисленных советских ансамблей с этническим элементом

Так что же случилось? Почему произошел такой яркий откат назад, ко всему тому, что презренно отвергалось когда-то? Ответ прост: новые технологии, казавшиеся бесконечной дорогой к чудесному, исчерпали свой потенциал и замедлили обороты. Да, была побеждена детская смертность, стали возможными многие хирургические операции, до того доступные только высшим слоям общества. Но вот,  в 20-е преследовались старые методы прерывания беременности,  и началась повальная мода на аборты, как в нулевые на уколы красоты. Это считалось чем-то прогрессивным, безопасным. Не делать аборты считалось дикостью и отсталостью — да-да, дамы с гордостью сообщали сколько раз. Потом их запретили. Потом опять разрешили. И к семидесятым стало ясно, что обе крайности ни к чему хорошему не привели. 


Так же и с сельхоз работами. В двадцатые высмеивали дедовские способы определения когда сеять, когда жать, полностью полагаясь на современную технику. О чем речь? Ну, например, собирать лен зависит от того, начали ли лягушки заниматься осеменением мордами к берегу или к пруду (примета придумана мной, но настоящие в похожем ключе) — вот такие, казалось бы, глупости. Но жизнь показала, что  накопленный тысячелетиями крестьянский опыт наблюдения за природой вовсе не устарел, хоть и остался не объяснимым. И в школьных программах появилось «наблюдение за природой», а в отрывных календарях «народные приметы».

С технологической революцией случилось то же, что в свое время с христианством — не дождавшись обещанного рая, люди стали возвращаться к своему старому укладу, приспосабливая его к новым реалиям. Церковь делала тоже самое — сначала жестко запретив народные праздники, а затем просто их присвоив, от безысходности, понимая, что собственный потенциал исчерпан. Так произошло когда-то в России — с праздником Ильи пророка, а в Армении — с Терендезом и Вардаваром.

Спасибо zina_korzina за наводку на мультфильм про рожно

promo narine13e october 24, 07:00 1
Buy for 20 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →