narine13e

Categories:

Скульптура девяностых-нулевых

Ереванский сказочный стиль (термин мой) — направление, возникшее в шестидесятые годы  и прочно закрепившееся у армянских мастеров. Каждое десятилетие вносит  свои коррективы, в соответствии с мировыми тенденциями, но манера остается узнаваемой и целостной. Сегодня рассмотрим его на примере скульптуры девяностых и нулевых из коллекции Национальной галереи Армении.

"Сатир и Нимфа" 2004 Гарегин Давтян, Национальная галерея Армения
"Сатир и Нимфа" 2004 Гарегин Давтян, Национальная галерея Армения

Вот такая воздушная история одного любовного преследования. Плоскость, на которой стоит Нимфа напоминает портал в иное пространство, куда Сатиру не так просто проникнуть. А вот религиозная тема:

"Врата Чистилища" 1996, Мариам Петросян, Национальная галерея Армении
"Врата Чистилища" 1996, Мариам Петросян, Национальная галерея Армении

Несмотря на консервативность тематики, ансамбль выглядит в духе тенденций своего времени. В линиях фигуры Ангела угадывается облачение рыцаря, а оформление врат напоминает излучение божественного света. А вот   греховная тема, да не увидят нас богобоязненные праведники! Ну,или пусть глаза закроют.

"Инакость" 1998 Цолак Симонян
"Инакость" 1998 Цолак Симонян

Казалось бы, абстрактная, фигура имеет вполне конкретные черты, выражающие инакость, к которым стоит приглядеться. Широкое бедро и узкое левое плечо, узкое, мужское правое бедро с мощным правым плечом и — яблоко в левой руке. Перед нами Андрогин. Фигура, фактически, является новым прочтением традиционной индийской Ардханаришвары — изображения мужского и женского верховных божеств в едином теле. Это видно даже по пластике.

"Голгофа" 1994 Арменак Варданян
"Голгофа" 1994 Арменак Варданян

 В девяностые годы интерес к вере, к истории Армянской Апостольской Церкви был очень высок. Жесткой диктатуры догматов в Армении никогда не было — если она и возникает время от времени, то очень быстро гаснет, разбившись об прагматичность паствы. Именно поэтому в религиозном искусстве армянских мастеров так много свободы.

Два ангела уносят с креста тело Иисуса. Оно утратило форму, стало едва узнаваемо — обращается в прах, чтобы снова возродиться.Крылья ангелов будто слагаются в единую фигуру знака Вечного Движения, символизируя божественное обновление и запуск нового жизненного цикла.

Вот такая вот скульптура девяностых-нулевых в ереванском сказочном стиле. Особенно интересно  начало девяностых: тогда развивалось все изоляции. блокадная Армения была оторвана от информационного потока и варилась в собственных переживания. Но об этом я, пожалуй, слишком часто пишу.

promo narine13e october 24, 2019 07:00 2
Buy for 30 tokens
В 1910-е годы была написана культовая пьеса Левона Шанта. В Армении она и теперь культовая. Сюжет мистический: духи древнего капища регулярно общаются с монахами, построившими на этом месте свои алтари. Здесь — подробное изложение сюжета. Ниже — совсем краткое содержание, чтобы понимать, о чем…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic